13 марта 2023 года отмечается 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко, классика отечественной педагогики. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о выдающемся педагоге.
Антон Семёнович Макаренко родился 1(13) марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Отец, Семён Григорьевич Макаренко, служил рабочим в вагоноремонтных мастерских, мать, Татьяна Михайловна, занималась домом и воспитанием детей. Родителям Макаренко не пришлось учиться в школе, тем сильнее стремились они дать образование сыну. Двухклассное начальное училище Антон окончил лучшим учеником. После переезда семьи в 1901 году в г. Кременчуг Полтавской губернии Макаренко продолжил образование в Кременчугском четырёхклассном городском училище. Во время учёбы он играл на скрипке, писал стихи и фельетоны, пел в школьном хоре, участвовал в школьных спектаклях, а также много и с упоением читал. |
В это же время он открыл для себя «просто и задорное имя: Максим Горький». Горький стал для Макаренко учителем жизни.
В 1905 году юноша получил звание народного учителя и поступил на работу в Крюковское железнодорожное училище, а в 1911 году переходит на работу в школу станции Долинская Южных железных дорог. Помимо учёбы Макаренко устраивал с детьми походы, вечера, литературные чтения. В 1914 году он поступил в Полтавский учительский институт, в 1917-м окончил его с золотой медалью.
В 1920 году Полтавский Губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Трибы под Полтавой. Только что закончилась гражданская война, и условия, в которых Макаренко необходимо было заботиться о подопечных, были нелёгкими. Но он вместе с маленьким коллективом коллег-единомышленников начал создавать из беспризорников – ярких, но чрезвычайно запущенных личностей – коллектив. Воспитание в коллективе, глубокая вера в его необычайные возможности явилось центральным звеном педагогической системы Макаренко. |
Он впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе: детально рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, дисциплина, самоуправление, индивидуальный подход к детям.
Второй важнейший компонент педагогической теории и практики Макаренко – воспитание в труде. Педагог был глубоко убеждён, что идея «беззаботного детства» способна нанести огромный вред будущему ребёнка. Систему воспитания дополняла и важность физической подготовки и эстетического воздействия.
К середине 1920-х годов быт колонии стал устойчиво благополучным, и это благополучие скрывало в себе опасность остановки в развитии. Именно тогда родилась одна из плодотворнейших идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», о близких и далёких перспективах как о необходимых стимулах развития коллектива и личностей, из которых он состоит. Поэтому колонисты с энтузиазмом приняли предложение переселиться на территорию бывшего монастыря близ Харькова, где размещалась крайне запущенная колония. Опираясь на сплочённый коллектив горьковцев (так называли себя колонисты), Макаренко удалось навести порядок и здесь.
Однако в 1928 году Макаренко был вынужден покинуть колонию из-за многолетней и неравной борьбы с теоретиками за утверждение его педагогических идей. И всё же он продолжил своё дело в трудовой коммуне имени Дзерджинского. Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях. «Педагогическую поэму», многое в которой было основано на реальных событиях, педагог начал писать в 1925 году. Она вызвала восторженные отзывы читателей. В 1934 году, ещё до полного опубликования книги, Макаренко прияли в Союз писателей. |
В повести «Флаги на башнях» писатель вернулся к своей излюбленной теме и описал жизнь коммуны имени Ф.Э. Дзерджинского. «В «Педагогической поэме», – писал А. С. Макаренко, – меня занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, как изобразить борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность, за своё лицо, борьбу более или менее напряженную. В «Флагах на башнях» я задался совсем другими целями. Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение».
Макаренко А. С. Флаги на башнях / А. С. Макаренко ; послесл. Ю. Б. Лукина ; худож. А. Бабановский. - Москва : Моск. рабочий, 1980. - 432 с. : ил. - (Школьная библиотека).
Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко ; вступ. ст. Ю. Б. Лукина ; худож. А. Слепков. - Москва : Дет. лит., 1988. - 574 с. : [8] л. ил.
В 1939 году Президиум Верховного Совета СССР вручил признанному педагогу орден Трудового Красного Знамени. А 1 апреля 1939 года в возрасте 51 года Макаренко умер от остановки сердца.
Но осталась его педагогическая система и книги, которые учат самому главному – человечности. Одна из таких – «Книга для родителей», которая явилась одновременно и педагогическим трактатом, и художественным повествованием. Она была задумана как фундаментальное произведение в четырёх томах, но к сожалению, Макаренко успел написать только первый том – о структуре семьи-коллектива и выразил в ней одну из самых главных идей своей педагогической теории: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Комментарии (0)