Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака приняла участие во Всероссийском семинаре в Российской государственной детской библиотеке. 12-13 апреля 2023 года в РГДБ при поддержке Министерства культуры РФ прошёл Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Библиотека, открытая для всех: новые возможности обслуживания детей».
Основные темы, которые обсудили детские библиотекари, касались нормативного обеспечения деятельности библиотек, обслуживающих детей, инновационных практик и технологий продвижения детской книги и чтения в библиотеках, новых подходов в популяризации фондов детской литературы.
Коллеги из регионов поделились опытом по реализации программы «Пушкинская карта» в библиотеках, обслуживающих детей, рассказали об эффективных инструментах продвижения библиотек в социальных сетях и многое другое.
В первый день семинара, 12 апреля, с открытой лекцией «Личность ребёнка: формирование и развитие. Задачи детских библиотек», выступил Александр Мазурицкий, декан библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор. В своей лекции Александр Михайлович показал роль книги и библиотеки в формировании внутреннего мира ребёнка, проанализировал предыдущий опыт работы библиотек по приобщению детей к чтению и обозначил целевые установки работы современных детских библиотек.
На дискуссионной площадке «Программа «Пушкинская карта» в библиотеках, обслуживающих детей: практические аспекты внедрения» выступили директор платформы PRO.Культура.РФ Александр Минаев, главный редактор журнала «Современная библиотека» Любовь Казаченкова и ведущие специалисты центральных детских, детско-юношеских и общедоступных (публичных) библиотек, обслуживающих детей. Специалисты поговорили об особенности продвижения событий участников программы, более детально обговорили правила оформления анонсов и технических требований к участникам программы. Оживлённо и эмоционально поделились общими проблемами реализации программы в библиотеках, обслуживающих детей.
Завершила первый день семинара творческая встреча с писателем, лингвистом, преподавателем, лауреатом премии журнала «Мир фантастики» в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» Екатериной Соболь.
13 апреля с открытой лекцией «Читать – это интересно!» выступил Алексей Фёдоров, главный редактор издательства «Русское слово», преподаватель русского языка и литературы, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член президиума Общества русской словесности, доктор филологических наук. Алексей Владимирович представил тридцатилетний учительский опыт борьбы с проблемой утраты интереса к книге у школьников и продемонстрировал педагогические приёмы по повышению мотивации к чтению, на примере произведений русских классиков ‒ «Грозы» Н.А. Островского, «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтова и других.
На круглом столе «Фонд детской литературы: новые подходы к раскрытию и продвижению», где специалисты детских библиотек представили опыт работы с читателями, был представлен и опыт работы Национальной детской библиотеки Республики Коми по созданию в библиотеках интерактивных электронно-бумажных дневников. Ведущий методист Маршаковки Анжелика Арапова представила коллегам годовой результат работы творческой мастерской «Книга. Ножницы. Бумага», участники которой создают свои уникальные дневники. Тема читательских дневников актуальна для родителей, педагогов и библиотекарей. Смысл читательского дневника состоит в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли.
В мастерской «Книга. Ножницы. Бумага» специалисты Маршаковки учат детей и подростков гармонично сочетать традиционные и современные приемы ведения читательских дневников. Участники мастерской знакомятся с подвижными механизмами, pop-up конструкциями, онлайн-сервисами и онлайн-играми – интерактивными элементами, привлекающими юных читателей возможностью не только фиксировать прочувствованное и понятое во время чтения, но и реализовывать свои творческие идеи. Результатом месячного курса становится чудо-дневник, приводящий в восторг не только самого создателя, но и всех окружающих.
Представленный опыт работы Маршаковки был высоко оценён коллегами. Особенно он заинтересовал заведующую научно-методическим отделом Луганской библиотеки для детей Елену Мельник – библиотеки, с которой начинался профессиональный путь Анжелики Араповой. Обменявшись контактами, библиотекари решили «дружить домами». Совсем скоро состоится телемост между детскими библиотекарями Луганска и Республики Коми.
Кроме того, на семинаре был представлен стендовый доклад ведущего психолога Маршаковки Натальи Худоевой «Надёжный взрослый»: популяризация и раскрытие фонда детской и специализированной литературы через работу с руководителями детским чтением.
Завершился семинар круглым столом «Практика использования цифровых сервисов и ресурсов в библиотечном обслуживании», где были представлены интерактивные и мультимедийные технологии в деятельности современной библиотеки, ключевые IT-компетенции специалистов библиотек, обслуживающих детей, электронные ресурсы и сервисы РГДБ и другие темы. Также состоялся мастер-класс «Как детской библиотеке строить диалог с читателем в социальных сетях», на котором были рассмотрены приёмы, позволяющие создавать интересное для детей и качественное наполнение контента детских библиотек.
– Два дня, проведённые в Российской государственной детской библиотеке пролетели незаметно, однако опыт коллег, представленный ярко, эмоционально – «вживую», когда видны блеск глаз и «искры» выступающего, останется надолго в памяти всех участников семинара. Работа в детских библиотеках России ведётся огромная, глубокая, яркая и очень нужная, – прокомментировала Анжелика Арапова.
Очень тёплые воспоминания, по её словам, останутся и от посещения главной детской библиотеки России. Уникальное сочетание современного яркого оформления и технического оснащения с очень уютной, тёплой и домашней атмосферой, чувствуют не только взрослые – коллеги из других библиотек, но и маленькие читатели с родителями, которых было очень много, во всех залах и холлах.
Поскольку семинар состоялся в гибридном формате, все желающие могут посмотреть записи трансляций по ссылке.
Комментарии (0)