22 июля 2023 года исполняется 145 лет со дня рождения Януша Корчака, знаменитого польского писателя и педагога. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о выдающемся педагоге-реформаторе, исследователе и практике.
Хенрик Гольдшмит (псевдоним Януш Корчак он взял себе в юности по имени одного из героев польского классика Юзефа Игнация Крашевского) родился в 1878 году в Варшаве. Отец его был адвокатом, а дед – врачом. В одиннадцать лет жизнь мальчика резко переменилась. Отец заболел и попал в клинику, а через несколько лет умер, семья обеднела. Ещё гимназистом Хенрик стал подрабатывать, давая уроки. В 1898 году Корчак поступает на медицинский факультет Варшавского университета. В студенческие годы его хватает на многое: он сотрудничает с несколькими журналами, учится в подпольном Летучем университете (где впоследствии сам будет преподавать), учит и просвещает ребятишек в школе и бесплатных читальнях. |
Уже тогда он открывает мир социально обездоленных детей варшавского дна и решает специализироваться в педиатрии. Получив в 1904 году диплом врача, Корчак стал работать в детской больнице. Но уже в 1905 году был призван на русско-японскую войну. Сразу после войны он возвращается к работе в детских больницах. А ещё участвует в попечительских советах, изучает педагогический опыт Песталоцци, систему Монтессори – и всё больше увлекается педагогикой. И, конечно, пишет.
В 1907-1908 годах он работает в летних детских лагерях для бедных. Именно тогда Корчак осознает, что дело его жизни – всë-таки педагогика. Медицина, увы, не способна изменить несовершенный мир, она не может сделать человека лучше. И он бесповоротно отказывается от карьеры врача и посвящает себя воспитанию осиротевших детей.
В 1912 году Корчак становится директором приюта для еврейских детей – «Дома сирот» в Варшаве. Этим Домом он будет руководить тридцать лет – до конца жизни. Единственный перерыв пришёлся на годы мировой войны. Во время Первой мировой войны Корчак, ординатор полевого госпиталя русской армии, четыре года скитается по военным дорогам. В Киеве он лечит детей в польских и украинских детских приютах. Тогда же он пишет и свою программную книгу «Как любить ребёнка».
Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году. Он занимается уже двумя детскими приютами – «Домом сирот» и «Нашим домом», преподает, работает в общественных организациях, выступает как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничает в нескольких журналах, ведëт регулярную радиопередачу «Беседы Старого Доктора»
В 1940 году Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто, в котором царили нищета и голод. Корчак, сам больной и ослабший, выходил в город и добывал еду и лекарства для детей. И вопреки мрачной реальности продолжал готовить их не к смерти, а к полноценной и радостной жизни. Самоуправление работало, как всегда. Дети учились, ставили спектакли.
Корчаку предлагали выйти из гетто по фальшивым документам и уехать в нейтральную страну, но он не сделал этого. Оставить своих детей он, конечно же, не мог. Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе с другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда в товарных вагонах их отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. |
Педагогические работы Корчака – это не справочник готовых рецептов по вопросам воспитания. Он ставил перед собой куда более масштабную задачу – повлиять на практику отношений «взрослые – дети», искоренить пренебрежительное отношение к ребëнку как к неполноценному существу, добиться, чтобы взрослые признали право ребëнка на уважение, его человеческое достоинство.
Корчак решительно говорил о полноценности ребёнка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа «настоящей» жизни. Воспитание, полагал Корчак, – это не копирование образцов поведения, которые взрослые считают верными, не воздействие на ребёнка, но взаимное воздействие человека на человека – взрослого на ребёнка и ребёнка на взрослого. Взаимодействие с детьми требует эмпатии.
Мир, по Корчаку, плохо устроен взрослыми, в нëм царит зло и несправедливость. Реформировать воспитание означает изменить мир. В «Доме сирот» и в «Нашем доме» он смог в полной мере применить на практике свои замыслы. Вместе со своими помощниками и единомышленниками он создал детскую республику, основанную на полном самоуправлении.
Педагогика начала двадцатого века обращала внимание больше на гигиену и уход за детьми, чем на их эмоциональные потребности. Корчак понял, насколько важно для ребëнка чувствовать себя любимым и защищённым, насколько необходимы ему близость и тепло.
Основные педагогические принципы Януша Корчака изложены в его книгах «Как любить ребенка», «Право ребëнка на уважение», «Правила жизни», «Несерьëзная педагогика», «Моменты воспитания», а также десятках статей. Многие из этих книг можно найти в Маршаковке. Ждём вас в зале «Ромашка»!
Комментарии (0)