23 июня отмечается международный праздник музыкантов-народников – День балалайки. Краеведы Маршаковки рассказывают о коми народном музыкальном инструменте «сигудӧк».
Сигудӧк-балалайка в переводе означает «волосяной гудок-балалайка». Относится к лютневидным хордофонам, т.е. к струнным инструментам вида шейковых лютней и представляет собой трёхструнный щипковый инструмент с долблёным корпусом и врезанной шейкой-рукояткой. Щипковый сигудӧк-балалайка изготавливается так же, как и смычковый сигудӧк: его корпус, шейка и головка вытёсываются из одного цельного куска дерева мягкой породы – осины или ольхи. Долблённому корпусу придаётся полуовальная или прямоугольная с закруглениями форма; днище корпуса полукруглое, поверх него приклеивается или прибивается еловая дощечка-дека с круглым резонаторным отверстием. На удлинённой шейке в узких поперечных прорезях укрепляются деревянные (берёзовые) или проволочные лады. Струны волосяные, кручёные или проволочные.
Сигудӧк-балалайка вобрал в себя элементы традиционного коми сигудка (долбление, волосяные струны) и русской балалайки (удлинённая шейка-гриф, лады, приёмы игры), поэтому и получил в народе такое синтетическое название. Взаимовлияние инструментальных культур прослеживается и в обратной связи. В Усть-Цильме среди русского населения изготовлялись «самодельные балалайки, выдолбленные из осины, с дырочкой для звона на верхней тонкой дощечке» – деке.
В основном способ игры на сигудӧк-балалайке – бряцание по всем струнам. Звучание инструмента с волосяными и кишечными струнами – несильное, мягкое, глухое, с проволочными струнами несколько звонче, как на балалайке, но мягче, нежнее.
В музыкальной практике в основном употреблялся так называемый гитарный строй (типа соль-ми-до первой октавы) с аккордно-гармоническим стилем изложения простейших мелодий, ограниченных четырьмя-пятью позициями – «ладами».
Балалаечный строй (типа соль-ре-ре первой октавы) по своему принципу исполнения представлял большие возможности для мелодического развития, но толстая шейка и грубые деревянные или железные лады долблённого сигудка-балалайки затрудняли техническую сторону использования, и такой строй чаще применялся на самодельных, а ещё лучше – на фабричных балалайках.
Все музыкальные инструменты мы можем увидеть и услышать благодаря коми композитору и музыковеду Прометею Ионовичу Чисталеву. Он был одним из пропагандистов коми национального музыкального искусства. Собирание и исследование коми музыкальных инструментов он считал главным делом в своей деятельности.
В наше время звучание этих инструментов можно услышать во время спектаклей Национального музыкально-драматического театра Республики Коми, выступлений Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асъя кыа», народного ансамбля коми песни «Коми сьылан» и многих других творческих коллективов.
Маршаковка уже рассказывала о музыкальных инструментах народа коми (читать). Читатель может познакомиться с виртальной выставкой, а также попробовать узнать звучание коми народных инструментов, сыграв в игру «Зиль-зёль шыяс».
Комментарии (0)