30 июня отмечает свой день рождения Баба Яга. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака рассказывает о самом известном сказочном персонаже.
Сварливая, злобная и вместе с тем дарительница, хранительница волшебных вещей, Яга помогает сказочным героям найти в жизни счастье. Образ Бабы Яги многозначен. Это и злая колдунья, это и проводник в потусторонний мир и мир предков, это и лесное божество.
А почему лесную старуху называют Ягой? Некоторые исследователи считают, что в праславянском языке было слово «ęgа», которым обозначали различных «гадов», например, змей и ящериц. Другие думают, что «яга» образовано от древнерусского слова «язя», что значит «болезнь, недуг, страдание». Сравните: в русских сказках – Яга, Ягая, Ягишна или Егибоба, у белорусов – Баба-ига, у украинцев — Баба-Язя, у поляков —Баба-едза (baba-jędza), у чехов и словенцев — Ежибаба (ježibaba). Слово сближает сказочного персонажа с обитателями нижнего, подземного мира.
Другие исследователи склоняются к тому, что Баба Яга вышла из коми пармы. Ведь в коми языке есть слово «яг», что означает «бор». К тому же, дом на курьих ножках очень напоминает домики-лабазы, которые северные охотники делают на деревьях для хранения запасов. А в старину у северных финно-угров был обычай хоронить кремированные останки покойников в небольших деревянных домиках, поднятых над землёй на сваях. И ещё одним аргументом в пользу этой версии является то, что первым известным письменным источником сведений о Бабе Яге стали записи англичанина Джайлса Флетчера «О государстве русском» (1591). В главе «О пермяках, самоедах и лопарях» он упоминает золотую или ягу-бабу как кумира в виде старухи, прорицательницу, дающую жрецам ответы на вопросы о будущем.
Ёма. Художник Аркадий Мошев. Иллюстрация к коми народной сказке «Фома»
В сказках коми народа тоже встречается старуха-волшебница. Её зовут Ёма. Она, как и Баба Яга, старая-престарая. Давно уже слепая (сказка «Камов огонь да Ёмин горох»). Зато нюх хороший. Носом пол дыравит, носом же печь топит да хлебы в неё ставит (сказка «Марпида-царевна»). Изо рта два зуба, как два кола торчат (сказка «Камов огонь да Ёмин горох»). Зубами скрипит так, что даже искры сыпятся (сказка «Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги»). Зубы острые, Ёма точит их. Точит да громко смеётся. Сивые космы спутались, в разные стороны топорщатся (сказка «Камов огонь да Ёмин горох»). Порою космы в косы заплетает (сказка «Гундыр»). Носит сарафан (сказка «Гундыр»). А вот про костяную ногу, как у Бабы Яги, ни в одной коми сказке не рассказывается.
Ёма – дочь бога Ена. Она превратилась в лесную зловредную ведьму. Такая прокудливая, что звери от неё горевали, стоном стонали. Даже Вакуль с Вэрсой с ней не знались, злой ведьмой прозывали (сказка «Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги). Всё зверьё, весь птичий народ был у неё в услужении (сказка «Девочка с ростом веретёнце»).
Томва-ловва (живая вода), которая хранится у Ёмы в погребе, придаёт ей силу безмерную (сказка «Гундыр»). Поэтому с нею даже богатырям трудно бороться. От злости Ёма становится ещё сильнее, бросается как кошка.
Ёма. Художник Геннадий Шарипков. Иллюстрация к коми народной сказке «Фома да Ёма»
Есть у Ёмы сёстры (сказки «Марпида-царевна», «Девочка с ростом веретёнце»). Муж Ёмы – девятиголовый Гундыр (сказка «Гундыр»). Есть у Ёмы дочери (сказки «Пипилисты сокол», «Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги»). Старшая страшенная, кривобокая, шепелявая да злющая – вся в матушку. Страхолюдина злобная да клыкастая, нежить. Но могут дочери Ёмы превратиться в красавиц, чтобы отбирать женихов у девушек. Своими детушками Ёма называет и лягушек, ящериц, водяных жуков (сказка «Ёма и две сестры»).
В коми сказках Ёма, как и Баба Яга, живёт вдали от деревень в маленькой избушке. Избушка стоит на берегу озера или речного омута. Редко в сказках встречается, что Ёма живёт под старым мухомором (сказка «Медвежьи няньки») или на небе (сказка «Камов огонь да Ёмин горох»). Избушка без окон и дверей, но есть чердак и погреб. Любит Ёма и на крыльце посидеть. Ёмина избушка может трансформироваться и превращаться в комнату с тремя, двумя углами. Рядом с избушкой у Ёмы банька (сказка «Ёма и две сестры»).
Зайти в избушку простому человеку никак нельзя. Потому избушка без окон и дверей. Есть лишь дырочка, в которую сможет пройти только мышка (сказка «Марпида-царевна). Либо избушка вертится, как мельница (сказка «Ёма и две сестры»). Чтобы попасть внутрь избушки, слова заветные нужно знать либо волшебные предметы уметь использовать. Например, птичье слово сказать (сказка «Марпида-царевна») или сначала проговорить «Остановись, избушка», потом наступить на иголку (сказка «Ёма и две сестры»).
Вместо овец у Ёмы волки, вместо коров – медведи (сказка «Девочка с ростом веретёнце»).
Ёма может держать в плену тридцать невест-красавиц. Может детей воровать да в печь их сажать, как и Баба Яга. А вот летающей ступы, как у Бабы Яги, у Ёмы нету.
Несмотря на свою вредность и злобность, Ёма часто помогает сказочным героям, попавшим в беду. Она дарит волшебные вещи и объясняет, как их применять. Марпиде она дарит три пары сапог-котов, три яйца (сказка «Марпида-царевна»). Девушке, живущей с дурной мачехой – два лукошка на выбор, голубое и красное (сказка «Ёма и две сестры»). Медведю – лукошко, веретёнце, шёлковый клубок (сказка «Медвежьи няньки).
В книге «Мифология коми» поясняется, что Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром. Поэтому в сказках её жилище находится далеко от поселений людей, рядом с водоёмами. Мир Ёмы отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня. Этимология слова «Ёма» неясна; возможны параллели с финским jumala, карельским jomal «бог», балтийским Jumis «божество плодородия», арийским Yama «бог смерти».
6 сентября 2021 года героиня коми фольклора официально нанесена на Сказочную карту России. Баба Ёма стала первым и единственным персонажем, представляющим Республику Коми, и «юбилейным», пятидесятым, героем на Сказочной карте.
Комментарии (0)