Хочу собаку: ребёнок и домашние животные

17 июля 2023

Национальная детская библиотека Республики Коми имени С. Я. Маршака вместе с детским и семейным психологом Натальей Худоевой рассматривает роль домашних животных в развитии детей.

2_1.jpg

Серрели С. Подарите мне щеночка! : [для старшего дошкольного возраста] / [ил. и текст Сильвия Серрели ; перевод с итальянского Л. В. Золоевой. – Москва : Эксмодетство, 2017. – 32 с. : цв. ил. – (Аня задаёт вопросы).

Какой ребёнок не мечтает завести кошку или собаку? Каждый малыш хоть раз подходил к родителям с этой просьбой. Конечно, существует немало объективных причин для отказа: не позволяют размеры квартиры, у одного из членов семьи аллергия, постоянная занятость. В этой статье мы рассмотрим значение животных в психоэмоциональном развитии ребёнка.

  1. Ребёнок представляет домашнего питомца как равноценное себе существо. Вспомните детские рисунки, в которых собаки и кошки являются полноправными членами семьи. В безудержности своих эмоций ребёнок чувствует себя более родственным животному, чем загадочным и непонятным взрослым.
  2. Животные очень близки детям, которые с легкостью отождествляют себя с питомцами («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира.
  3. Сказочные герои-животные помогают ребёнку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле. Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и её проблемами через образы животных.
  4. Чтобы жить среди людей, ребёнку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребёнку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
  5. Возможность поговорить, пожаловаться, поиграть с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. Замкнутым, робким, нерешительным детям кошка или собака часто заменяет друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребёнком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.
  6. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.

Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи. Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чём больше нуждается ваш ребёнок? У кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженную атмосферу, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций. Можно понять желание многих людей держать в доме животное, можно понять и малыша, страстно мечтающего иметь собаку.

В статье использованы материалы книги Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей».

Комментарии (0)

Добавить комментарий