17 августа в России отмечается День самовара. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о традициях чаепития в Коми крае.
Самовар – символ России. Точная дата и место, где появился первый самовар, неизвестны. В исторических документах это слово впервые упоминается в 1746 году. Его нашли в описи имущества Онежского монастыря. Родиной самовара считается Тула, но некоторые исследователи склоняются к тому, что первые самовары начали делать на одном из уральских заводов.
В Коми крае самовары появились в конце XVIII века. Раньше в Коми крае пили в основном напитки: отвары цветов и ягод шиповника, брусничного или смородинового листа, чаги, хлебный квас (ырӧш). Из пареной репы или брюквы варили компот и квас. Делали морковный чай. Северные коми пили чай с добавлением лука, перца, аниса, что придавало ему своеобразный вкус. Настои и завары заваривали в глиняном горшке, в котором содержимое доверху заливали горячей водой. Затем горшок накрывали и ставили в печь.
Позже на столах появился чай, а вместе с ним и самовар. На прилавках магазинов Усть-Сысольска в восьмидесятых годах XVIII века можно было приобрести заморские товары, среди которых упоминался китайский чай. Но приобрести его мог не каждый. Крестьяне считали чай предметом роскоши, поэтому вплоть до революции чай крайне мало потреблялся крестьянским населением.
Впоследствии коми чаепитие приняло свои особенности. Чай заваривали крепким, пили всегда горячим. Подать гостю холодный чай считалось верхом неуважения. Пили из стаканов (или наливали в блюдечко) и помногу. Часто добавляли в чай молоко (йӧла тшай). А самовар – стал символом материального достатка и украшением дома.
Своё почётное место самовар занял и в коми фольклоре. Интересно, что в коми загадках самовар предстаёт в образе красивой девушки, невесты:
– Мича-мича ныв да шом сьӧлӧма. Красивая-красивая девица да сердце угольное.
– Мича нылыс, а нырӧдыс ва тёпкӧ. Красна девица, а из носа вода течёт.
– Мича-мича ныв да синваӧн бӧрдӧ. Красивая-красивая девушка да слезами заливается.
– Быд керкаын Матрена да быд лун сьылӧ. В каждой избе Матрёна и каждый день поёт.
– Быд керкаын мича ичмонь. В каждой избе красивая молодица.
– Муыс розя, небесаыс розя, а шӧрас би да ва. Земля с дырой, небо с дырой, посреди – огонь да вода.
– Би сьӧлӧма, ва рушкуа, ыргӧн платтьӧа. С огненным сердцем, с водяным животом, в медном платье.
– Би рушкуа, кузь голяа. С огненным животом, с длинной шеей.
Во многих музеях республики хранятся самовары. У каждого из них своя история. Так, в Национальном музее Республики Коми представлен 60-литровый самовар. Он был передан в дар жителями села Межадор в 1976 году. История этого самовара уходит в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году межадорцы вместе с жителями других городов и сёл Коми включились в кампанию по оказанию помощи населению освобождённых территорий. Межадорцы оперативно собрали деньги, одежду, продукты, среди которых были 213 килограммов сливочного масла. Всего из Коми в Тулу ушли 45 вагонов гуманитарной помощи. Количество вагонов не случайно. Именно столько дней оборонялся город Тула. В конце 42-го в Коми пришли ответные посылки из Тулы. Межадорцам туляки в знак благодарности отправили самовар-богатырь.
В Койгородском краеведческом музее хранится антикварный самовар, угольный, 10-литровый. Изготовлен из белого металла руками мастеров крупного треста «Патрубвзрыв», основанного в 1930 году. Экспонат был найден во время полевой экспедиции в посёлке Зимовка Койгородского района в 1996 году.
В музее села Сторожевск Корткеросского района тоже есть самовары. В самый большой из них можно залить 36 литров воды. Разом напоить чаем из этого самовара можно более сотни людей. Передан он в музей В. Бубенковой. Много лет назад самовар привёз её отец с Уральского завода, где он заготавливал дрова.
В преддверии Дня самовара Маршаковка предлагает познакомиться с произведения коми авторов, в которых встречается образ самовара:
– Белых Иван, рассказ «Эзысь рӧма самӧвар» («Серебряный самовар» в переводе Г. Марковой),
– Лебедев Михаил, басня «Самӧвар»,
– Лыткин Василий, сказка в стихах «Дзизгысь-дзазгысь гут» (перевод на коми язык сказки в стихах «Муха-Цокотуха» К. Чуковского),
– Мишарин Алексей, рассказ «Ыргӧн самӧвар» из повести «Кармылькйын гожӧм («Медный самовар» из повести «Лето в Кармыльке» в переводе П. Черкашина).
Звучит басня Михаила Лебедева «Самӧвар». Читает Ольга Худяева.
Комментарии (0)