В рубрике «Блокнот краеведа» Национальная детская библиотека им. С.Я. Маршака даёт ответы на интересные вопросы из области истории, культуры, географии и природы Республики Коми.
Первый вопрос был таким: «На территории Республики Коми по сей день находят так называемые «чёртовы пальцы». Что это такое?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Второй вопрос: «При лечении различных болезней в медицине часто используют целебные грязи и сапропелевый (то есть образовавшийся из останков водной растительности и живности, планктона) ил. На дне каких озёр Коми края они были обнаружены?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Третий вопрос: «Какой живой организм – самый большой на нашей планете – живёт в лесах Республики Коми?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Четвёртый вопрос: «Что в Коми называют «южными воротами»?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Пятый вопрос: «Что является обязательным элементом коми национального костюма?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Шестой вопрос: Какой зверь в лесах Республики Коми считается самым хитрым и коварным? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Седьмой вопрос: «Какую ягоду на Севере прозвали «царской ягодой»? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Восьмой вопрос: «В составе каких губерний была территория нашей республики в начале XX века?» ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.
Девятый вопрос: «Какой музыкальный инструмент мог «дозваться» на обед даже самых заработавшихся на сенокосе?»
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Тутш-татш, тотшкӧдчан (колотушка)
У коми, как и у других народов, есть свои национальные музыкальные инструменты. Такие инструменты, как чипсан, дудка из дудника (каля пӧлян), ивовая дудка (бадьпу пӧлян), берестяной рожок (сюмӧд буксан), изготавливали и использовали в определённое время года. Мастерили их обычно из пустотелых стеблей трав (дягиль, дудник), веток деревьев, бересты. Были инструменты, например, глиняная свистулька и шур-шар, которые служили игрушками для детей. Также были струнные инструменты для развлечения гостей в доме – брунган, сигудэк (сигудӧк). Они пользовались особой любовью народа.
В этой статье Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака расскажет вам о некоторых национальных музыкальных инструментах, которые служили для хозяйственных нужд.
Жыннян (колокол) – деревянный – долблёный из берёзы и жестяной – клёпаный, с деревянным и металлическим билом инструмент. Жыннян подвешивали на шеях домашних животных, чтобы отпугивать диких зверей. |
А ещё чтобы хозяева могли легко отыскать своих коров и лошадей, пасущихся в лесу и на пастбище: ведь каждый колокольчик отличался по звуку – яркому, звонкому, тусклому, трескучему…
Пу барабан (деревянный барабан) – подвеска-дощечка прямоугольной формы с закруглениями в верхней части и ремешком и две берёзовые палочки-колотушки. |
Этот музыкальный инструмент помогал пастуху оповещать хозяев: для сбора, выгона и пригона скота использовался определённый ритм. Звуками этого инструмента отпугивали и хищников от стада. А ещё он служил чем-то вроде современного мобильного телефона, когда пастухи искали потерявшуюся корову и «держали связь».
Пу бедьяс (деревянные палки) – представляют собой две ошкуренные берёзовые палки, соединённые верёвкой. Они служили оленеводам для отпугивания волков от стада оленей в ночное время. |
Сярган (трещотка) – ребристый валик с рукояткой и скользящая по нему при вращении упругая деревянная пластинка внутри рамки. Звучание сяргана оченьсильное, трескучее и соответствовало его назначению. Им, например, устрашали лошадей, забравшихся на овсяные посевы. |
Тутш-татш, тотшкӧдчан (колотушка) – долблёная колодка, рукоятка с укреплённым внутри неё билом-молоточком в виде головы коня или птицы, или привязанным деревянным шариком. |
Колотушка могла «дозваться» на обед даже самых заработавшихся на сенокосе: громкости ей не занимать! А ещё в прежние времена по темноте с ней ходил сторож. Он стучал – оповещал, что пора готовиться ко сну, что всё спокойно, не забрели в селение ни лихие люди, ни опасные звери.
Сьӧла чипсан (рябчиковый свисток-манок) – закрытая продольная флейта со свистковым вырезом и вставной пробочкой со щелью. Делали такой свисток из сучка еловой ветки, пера крыла и плечевой косточки лесной и водоплавающей дичи – подражали свисту рябчика. |
Сюмӧд буксан, сюмӧд пӧлян (берестяной рожок, берестяная дудка) – аэрофон с двойным и одинарным бьющим языком. На них исполнялись пастушеские и охотничьи сигналы «буксӧм» – гудение. |
Пастухи оповещали друг друга и таким образом связывались между собой во время поисков коров, охотники возвещали о прекращении охоты и сборе на месте стоянки, подавали сигналы «на зов собаки», подражали рёву лося, приманивая его.
Всё это инструментальное наследие сохранилось благодаря коми учёному, фольклористу, композитору и музыканту Прометею Ионовичу Чисталёву, который во второй половине двадцатого века организовал специальные этнографические экспедиции по всей территории Коми края.
Комментарии (0)