Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака предлагает разобраться, существует ли сегодня проблема детского чтения и поразмышлять, зачем детям читать книги.
В преддверии республиканского семинара «Детская библиотека XXI века: миссия выполнима» для специалистов библиотек Республики Коми, обслуживающих детей, на тему «Читаем книги – формируем личность» Маршаковка начинает новую рубрику. Главной темой цикла публикаций станет книга и детское чтение.
– Нам интересно порассуждать на эту тему и поделиться с родителями и коллегами опытом, а также некоторыми наработками в направлении продвижения книги и чтения. Очень хочется, чтобы каждый ребёнок нашёл «свою» книгу, полюбил читать и тем самым открыл для себя невероятно интересный и многообразный мир литературы, – поделилась планами куратор рубрики, главный библиотекарь Центра детского чтения Маргарита Низовцева.
Краткая история становления детской литературы и книгоиздания
Издревле на Руси хорошей традицией было рассказывать детям сказки, былины, истории о богатырях, петь песенки, сочинять для них потешки и прибаутки. Всё это творчество передавалось из уст в уста и сейчас называется устным народным. Исключительно детских сказок не было, малышам рассказывали всё те же «взрослые», но в адаптированном виде, более легком для понимания и восприятия варианте. Детская литература, книги, написанные и изданные специально для детей, появились только в XVII веке.
Первые переводные детские книги появились в период правления Петра I, преимущественно это были издания нравоучительные, отчасти воспитательного характера. Интересно, что в XVIII веке в Российской империи стали появляться переводные книги, которые изначально были написаны для взрослых, но с удовольствием читались и детьми. Многие из этих произведений любимы юными читателями и сейчас и даже включены сегодня в школьную программу по литературе. Наиболее яркими примерами таких книг являются, например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо или «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта.
Подъём и расцвет детского книгоиздания случился в XX веке. В нашей стране (тогда ещё носившей название СССР) открывались и успешно работали известные многим детские издательства, такие как «ДетЛит», которые выпускали огромные тиражи исключительно детских книг. В этот период детская литература активно издавалась и за рубежом. Дети читали много и буквально «запоем» и истории наших родителей, детство которых прошло в СССР, о чтении книг с фонариком под одеялом вовсе не выдумки. А что же происходит с детским чтением сегодня?
Вытесняют ли гаджеты книги и читают ли современные дети
Стоит ли так категорично утверждать, что сегодня развитие информационных технологий, появление множества гаджетов, изменение системы образования и стремление получать больше информации за меньшее время стало причиной того, что дети всё реже обращаются к книге как к источнику информации и все меньше читают для удовольствия? Безусловно, прогресс привносит в нашу жизнь много нового и детям зачастую интереснее и проще посмотреть мультфильм или фильм, чем обратиться к первоисточнику (книге). Быстрые знания в самом простом виде, уже кем-то адаптированная и больше не требуется прилагать усилий, перерабатывать и учиться воспринимать информацию. Однако, заменит ли такое времяпровождение удовольствие от чтения по-настоящему хорошей, интересной, красиво оформленной книги?
Что ребёнку даёт чтение книг
Для качественного чтения человеку (ребёнку) требуется приложить определённые усилия овладеть целым набором необходимых навыков. Основной навык, это, конечно, навык чтения как процесса составления слов из звуков и предложений из слов. Кроме того, это развитие памяти, внимания, сосредоточенности, умения представлять и фантазировать, умения интерпретировать и понимать.
Читая, ребёнок погружается в новый мир, созданный автором и нарисованный фантазией и восприятием чтеца. В процессе чтения эти навыки развиваются, оттачиваются, расширяются. Чтение развивает все эти навыки ненавязчиво, гармонично. Это своего рода «побочный» эффект, который мы получаем, читая книги. Ещё одним следствием любви к чтению становятся:
- расширение словарного запаса,
- эрудированность,
- развитие когнитивных способностей, логики и мышления,
- умение анализировать и принимать решения,
- формирование верных нравственных ориентиров.
Сегодня трудно представить себе гармонично развитую личность, интересного человека, не обладающего всеми перечисленными навыками и способностями.
Читающему ребёнку легче дается учеба, он лучше воспринимает и запоминает информацию, а главное – умеет выразить свою мысль словами.
Как приучить ребёнка к чтению: несколько советов
Существуют ли универсальные советы для родителей, как приучить ребёнка читать? Чёткого алгоритма, конечно, не существует. Заставить полюбить чтение тоже невозможно. Любовь к чтению – это самостоятельный выбор, личное желание личности. Только в этом случает чтение будет приносить радость и удовлетворение и руки сами будут тянуться за новой порцией книг.
Однако несколько советов для родителей, мечтающих о том, чтобы их ребёнок полюбил чтение, всё-таки можно дать.
1. Личный пример.
Прежде всего следует понимать, что дети – это отражение взрослых. Ребёнок, который видит по вечерам родителей, уткнувшихся в телефон или ноутбук, скорее всего не возьмётся за книгу. Читающим родителям легче будет привить ребёнку любовь к книге и чтению, чем тем, кто сам не имеет привычки читать книги.
2. Чтение вслух.
Именно с чтения детям взрослыми начитается знакомство малышей с книгой как объектом и всеми теми радостями, которые может принести чтение. Совместное чтение дает ребёнку чувство семейного благополучия и спокойствия. Читать вслух можно не только совсем маленьким детям. В любом возрасте чтение может стать ещё одной возможностью сблизиться с ребёнком, подарить ему свою любовь и заботу, вместе провести время. Может случиться так, что заинтересованный книгой малыш продолжит чтение уже самостоятельно.
3. Правильно подобранная книга.
При выборе книги для чтения важно всё: возраст и читательских опыт ребёнка, его интересы и увлечения, развитие его когнитивных способностей. Всего однажды правильно выбранное издание может стать отправной точкой для большой любви к книге и чтению. Если ребёнок выбрал книгу самостоятельно, важно поддерживать ребёнка, даже если кажется, что его выбор неверен. Уважение и доверие дадут результат скорее, чем, например, критика.
4. Обсуждение прочитанного.
Беседа о прочитанном, интерес к мыслям и мнению ребёнка может стать отправной точкой для повышения интереса к книге и чтению с его стороны. Понимание того, что он важен и его мнение имеет значение, уважение к его эмоциям – всё это повышает самозначимость личности ребёнка, создает положительный опыт и мотивацию.
5. Свободный доступ.
Трудно полюбить читать, если в доме нет книг и читать, собственно, нечего. Необходимо обеспечить ребёнку свободный и открытый доступ к книгам. Для этого не обязательно тратить уйму денег на формирование личной библиотеки. Достаточно записать ребёнка в ближайшую к дому библиотеку. Конечно, самые любимые, понравившиеся книги можно приобрести для личного пользования, но также можно сэкономить и воспользоваться бесплатной государственной услугой по выдаче книг на дом, которую предоставляю библиотечные системы по всей стране. Посещение библиотеки не только позволит сэкономить семейный бюджет. Специалисты библиотекари помогут с выбором, дадут совет и помогут определиться в направлении чтения.
6. Формирование положительного имиджа.
Бережное отношение и любовь к книгам в семье, формирование положительного имиджа читающего человека и уважительное отношение к увлечению чтением станет для ребёнка ярким примером того, как нужно себя вести и как его будут воспринимать окружающие, когда он полюбит читать.
Попробуйте применить эти советы на практике, и мы надеемся, что для вашего ребёнка чтение станет не скучным времяпровождением и не наказанием, а наградой и радостью.
Изменившийся ритм жизни и стремление быстро получить необходимую информацию стали причиной тому, что всевозможные гаджеты всё больше входят в нашу повседневную жизнь. Однако ни один самый современный телефон, планшет или ноутбук не заменят истинного удовольствия от книги и чтения. И подтверждением этому является неизменно большое количество читателей в нашей библиотеке. Всё больше детей приходят не просто за программным чтением, а за книгой, которая сделает их вечер интересным и увлекательно полезным.
Заинтересовались? Предлагаем несколько книг по этой теме из фонда нашей библиотеки:
-
Аромштам М. Читать! - Минск : Дискурс, 2020.
-
Берестов В. Пробудить гениальность : о детской литературе, детском чтении и психологии детства : Статьи. Воспоминания. Беседы. Стихи. - Ярославль : Акад. развития, 2007.
-
Берту Э. Книга как лекарство для детей. - Москва : Синдбад, 2018.
-
Бесхлебникова В. Основы книжной культуры. - Москва : Информационный центр «Литера», 2010.
-
Гриценко З. Детская литература: методика приобщения детей к чтению. - М. : Академия, 2007.
-
Кашкаров А. Воспитатели чтения - библиотека, семья, школа. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2012.
-
Кашкаров А. Детское чтение: пособие для отцов. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2010.
-
Кузнецова Ю. Расчитайка : как помочь ребёнку полюбить чтение. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.
-
Полозова Т. О власти искусства слова и ценности чтения.- Москва : Русская школьная библ. ассоц., 2010.
-
Свет книг не гаснет в нашем доме : сборник эссе: опыт привлечения ребёнка к чтению в семье. - Пермь, 2004.
-
Трелиз Д. Руководство по чтению вслух : настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей. - Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2021.
-
Чудакова М. Литература в школе: читаем или проходим? - Москва : Время, 2013.
Комментарии (0)