Как помочь ребёнку избавиться от надоевшего «ярлыка»?

3 октября 2023

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака вместе с детским психологом Натальей Худоевой делится полезными рекомендациями.

FHwy-QSNxzo.jpg

Пересмотреть и изменить негативный «ярлык», который навесили на ребёнка дома или в школе, может быть сложно, но возможно. Вот что могут сделать родители и педагоги, чтобы помочь ребёнку изменить своё поведение:

  • Дать ребёнку возможность увидеть себя с другой, противоположной стороны: «Ты такая болтушка!» – «Какое самообладание! Хотя тебе есть что сказать, ты понимаешь, что другим тоже хочется высказаться».
  • Поставить ребёнка в ситуацию, в которой он сам увидит себя с другой стороны: «Имя, я хочу, чтобы ты возглавил(а) наше классное собрание и дал(а) всем возможность высказаться».
  • Дать ребёнку возможность услышать, как вы его позитивно оцениваете: «У имя так много блестящих идей, что ему(ей) трудно удержаться. Тем не менее он(а) старается держать себя в руках».
  • Смоделировать желательное поведение (показать своим примером): «Мне жаль, я не хотел(а) тебя перебивать. Продолжай, пожалуйста, я подожду».
  • Напомнить ребёнку о его прошлых достижениях: «Помнишь, когда мы обсуждали тот спорный вопрос, ты внимательно выслушал(а) разные мнения. А после твоего выступления многие изменили свою точку зрения».
  • Высказать свои чувства и/или ожидания: «Имя, когда высказаться должны многие, мне хотелось бы, чтобы ты был(а) краток(кой).

Если ребёнок сам просит Вас о помощи:

  • Обсудите с ребёнком, какие ярлыки на него навесили и как он к ним относится. Поддержите его в выражении своих чувств и опасений.
  • Помогите ребёнку понять, что никто не идеален, и все допускают ошибки. Важно стремиться к улучшению, но не ожидать совершенства.
  • Помогите ребёнку лучше понять свои сильные стороны и интересы. Это может помочь ему развивать уверенность в себе и своей уникальности.
  • Сосредоточьтесь на развитии навыков, которые помогут ребёнку лучше справляться с трудными ситуациями. Это могут быть навыки общения, управления эмоциями, решения конфликтов, саморегуляции и другие.
  • Сотрудничайте с учителями, чтобы создать единый подход к ребёнку. Обсуждайте стратегии поддержки и воспитания.
  • Если ребенок продолжает испытывать серьёзные трудности в изменении своего поведения и самооценки, обратитесь за помощью к психологу или педагогу, специализирующемуся на детском развитии и поведении.

7Oy0TfuHzR0.jpg

Важно помнить, что процесс избавления от негативного ярлыка и изменения поведения может быть длительным, и поддержка родителей и специалистов играет важную роль в этом процессе. Главное – продемонстрировать ребёнку, что вы верите в его способности и готовы поддерживать его на пути к изменению.


Статья написана по материалам книги Адель Фабер Как говорить с детьми, чтобы они учились / Адель Фабер, Элейн Мазлиш. – М. : Эксмо, 2010. – 288 с.

Комментарии (0)

Добавить комментарий