В Республике Коми завершился уникальный фестиваль «Истории из глубинки». В течение четырёх дней деятели культуры из разных областей: литературы, музыки, дизайна, журналистики – работали со школьниками из Усть-Куломского района. Фестиваль организован Национальной детской библиотекой Республики Коми им. С.Я. Маршака и Российским фондом культуры при поддержке Министерства культуры и архивного дела Республики Коми.
Результатом фестиваля стал не только буклет с авторскими историями детей и взрослых, посвящёнными родному краю и оформленными в ходе проекта, но и незабываемые впечатления всех участников «Историй из глубинки».
Одной из них стала Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза композиторов России, композитор и педагог из Челябинска Елена Михайловна Поплянова. Её музыкальные произведения включены в школьный курс музыки третьего и пятого класса. Между тем, у композитора свой взгляд на преподавание предмета в школе.
«Музыка – это религия»
Елена Поплянова в своей педагогической деятельности учит детей не просто музыке, а импровизации, и это очень отличается от школьных уроков музыки, на которых педагоги при всём желании не успевают погрузить учеников в огромный мир этого искусства. В идеале, по её мнению, музыкой и пением необходимо заниматься в школе ежедневно. Эксперименты в этой области показывают, что в этом случае повышается работоспособность и успеваемость, меняется восприятие мира, раскрываются таланты детей в других областях, улучшается физическое и эмоциональное состояние учеников.
– Современные уроки превращаются в музыкальное образование со знаком минус: дети пишут рефераты, зачастую просто копируя из интернета сведения о композиторе или произведении, даже не слушая этого произведения, никак не говоря о нём, – говорит Елена Поплянова.
Такой подход, опасается она, может оттолкнуть от музыки ребёнка. Педагог напоминает, что звуки встречают человека при его появлении в этом мире, а значит, являются самыми первыми, естественными и природными.
– Я за то, чтобы природные процессы, которые нам посланы Господом Богом изначально, не нарушались: когда человек приходит на эту Землю, он сначала слышит голос, в первую очередь, конечно, мамы и самых близких людей, затем он пытается сам гулить, после этого начинает говорить, и только потом он учит алфавит, учится писать и читать, – рассуждает она. – Но вот почему-то считается, что в музыке всё можно делать наоборот, всё поставить с ног на голову. То есть мы сначала пишем про музыкальные произведения, про композиторов, потом, возможно, слушаем его целиком или его фрагмент, если на уроке хватит времени. И ещё неизвестно, как ребёнок это произведение воспримет, захочет ли он напеть мелодию из этого произведения, захочет ли он еще раз послушать эту музыку. Это беда, и эту ситуацию в образовании надо исправлять, выводя предмет музыки из теоретической плоскости в практическую и игровую.
Рассуждая о музыке в жизни человека, Елена Поплянова приводит слова своего супруга, современного композитора и музыканта Виктора Козлова, который говорил, что музыка подобна религии, она обладает свойством возвышать человека, делать его лучше хотя бы во время звучания этой музыки.
– И чем больше у детей будет возможности соприкоснуться с музыкой, тем лучше чище будет их душа, – говорит Елена Поплянова и подчёркивает, что речь идет о качественной музыке: – Сейчас так много из разных щелей звучит подобия музыки, но на самом деле это просто звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах, ничего общего с понятием музыка это не имеет.
Музыка и русское слово
Много песен Елены Попляновой написано на стихи современных поэтов, многие из которых стали её друзьями. Сама Елена тоже пишет стихи, и Маршаковке она подарила несколько своих сборников. Говоря о своих точках соприкосновения с писателями, композитор признаётся, что они у неё «самые прямые».
– Больше всего на свете, кроме музыки, я люблю русское слово, я бы даже сказала, что это моё увлечение: я необычайно люблю и тянусь к людям, которые хорошо и красиво говорят по-русски, пишут по-русски, могут выразить тонкости душевных переживаний, впечатлений, каких-то ощущений через слово – так, как не может другой. Я пишу музыку на стихи, которые меня тронули, задели, в них сказано нечто такое, что я хотела бы сама выразить, и когда я обращаюсь к стихам или к прозе, мне всегда хочется в это слово привнести ещё нечто большее, потому что я считаю, что интонация – это ещё более тонкая и глубокая материя, у интонации больше возможностей: одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, наполнить его разным смыслом. В этом отношении музыка является тем тонким проводником, который может раскрыть стихи глубже и сильнее, а может, кстати, и убить все лучше в стихах – такое тоже бывает. Я очень надеюсь, что я не убила ничьи стихи.
Готовясь к поездке в Усть-Куломский район, композитор особенно предвкушала встречу с коллегами, в частности, с писательницей Еленой Габовой и знакомство с финно-угорской культурой.
– С Еленой Габовой у нас много общего восприятия жизни в ценностях, мне интересно с этим человеком общаться, – подчеркнул она. – Кроме того, время от времени я попадаю в места силы моих предков. Дело в том, что моя мама мордовка по национальности. И вот когда я попадаю в места, связанные с финно-угорской культурой, как, например, Пермский край, Финляндия, Венгрия, то обретаю какую-то душевную и духовную силу. Этого духовного наполнения я жду и от Коми.
Пианино вместо телефона
В фестивальной группе Елены Попляновой было семь девочек из Помоздино. Мастер-класс композитора был посвящён импровизации.
– Конечно, в первую очередь это была импровизация музыкальная, хотя дети импровизировали не только музыку. Девочки из моей группы не умеют играть на фортепиано, не учатся в музыкальной школе, не знают нотной грамоты, поэтому моей задачей было дать им свободу в звуковом самовыражении. Для этого вначале я им прочитала свою сказку про королеву, и она, на удивление, им понравилось. Девочки придумали свои варианты сказок, они и похожи на мою, и не похожи одновременно, – рассказала педагог. – Самое главное, все события их сказок происходили в королевстве Помоздино, где они живут, мне кажется, это самое главное. С помощью поэзии, с помощью стихов, которые мы с ним разучивали, мы импровизировали настроение этих королев, ситуации, в которые они попадали, потому что стихи, как ни что другое, близки к музыке, в них есть самое главное, что необходимо для музыки: ритм, метр и очень важная форма. Вот как раз форма позволяет детям, которые никогда не играли на музыкальном инструменте, облечь свои импровизации в гармоничную форму. А конечный результат таков: когда мы стихи убираем, проговариваем как бы про себя, то остается только музыка – и это было для них самым большим удивлением, потому что когда перестали звучать слова, оказалось, что звучит красивая, интересная, необычная новая музыка, и у каждой девочки она своя. Каждая из девочек смогла сымпровизировать по пять-шесть собственных музыкальных сочинений.
Одна из учениц, у которой скоро день рождения, призналась, что хотела попросить маму купить ей телефон. А теперь хочет попросить пианино. «Мне так понравилось играть, что я хочу, чтобы теперь у меня был инструмент, и я могла дома придумывать музыку», – сказала она. Ну вот это, наверное, есть самое главное в нашем мастер-классе.
Музыкальный коми язык
Подводя итоги культурного десанта и анализируя свои впечатления, композитор призналась, что была удивлена сорокаградусным морозам и тому, что при это ни разу не замёрзла на улице, в том числе благодаря заботливому отношению людей, которые её окружали.
– В большей степени, конечно, я была поражена людьми и отношением людей вашей республики к культуре к месту, где они живут, и к людям, которые живут рядом с ними, к гостям. Это удивительное радушие, общительность, тепло и открытость, готовность в любой момент помочь, откликнуться на любую просьбу, – прокомментировала Елена Поплянова. – Отношение такое к своей культуре дорогого стоит, потому что, во-первых, у вас необыкновенно красивый язык: я слушала коми речь и поняла, что это один из самых музыкальных языков, со своим рисунком, со своим ритмом со своей какой-то причудливой, такой необыкновенной интонацией. В сёлах, в которых мы работали там, практически все говорят на коми языке, очень культивируется любое творчество, любое дело, связанное с истоками своей культуры. Поражают музеи в деревнях, в которых так бережно хранятся самые маленькие раритеты, буквально газетные вырезки, предметы быта, просто старинные вещи. Даже мысли о том, что можно куда-то уехать с той земли, где они родились, где родились их предки, у людей тут нет. У многих, наверное, есть мысли, что где-то там «за морем далеко» может быть лучше, но только не тут, в коми сёлах. Я сама очень люблю Южный Урал, в котором родилась и живу, и мне такое отношение к родной земле очень дорого и близко, и я к этому отношусь с огромным уважением.
Пребывание в коми глубинке было насыщенным, все дни «наполнены до краёв», участники десанта уставали и не успевали выспаться, не только работая с детьми, но и знакомясь с местной культурой. При этом о своих коллегах Елена Поплянова отзывается как о необычайно талантливых, доброжелательных и щедрых на то, чтобы поделиться всем, что они знают, любят, чем занимаются.
– Сейчас, когда я уже дома и отдохнула, я понимаю, насколько это всё меня наполнило, обогатило, и я благодарна всем, кто организовал этот фестиваль, кто в нём участвовал, кто его проводил, кто помогал: и тем, кто был на «передовой», и тем, кто работал в «тылу». И я совершенно очарована Маршаковкой – по сути, родным домом для всех, кто туда попадает: такого я ещё не встречала. Там есть так много таких домашних в хорошем смысле уголков, где ты чувствуешь себя не пришедшим в гости в какое-то учреждение, а как будто нашедшим уютный уголок в своем доме. А в закромах библиотеки нашли книгу моего детства: в пять лет у меня была любимая книжка «Кристина-Ласточка» в переводе Ирины Токмаковой. Я почти шестьдесят лет не видела этой книжки, и вдруг мне её приносят, и я её подержала в руках, полистала, сфотографировала, и это такой кусочек моего детства – это меня очень растрогало, я благодарна людям, которые помогли мне это почувствовать, – заключила Елена Поплянова.
Читать по теме:
«Истории из глубинки» объединили около тысячи участников Литературно-краеведческий фестиваль проводился Маршаковкой и Российским фондом культуры в Усть-Куломском районе. |
Комментарии (0)