Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о гжельской росписи.
Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельская керамика чарует своей красотой. Может быть, её секрет в белоствольных берёзах, в пушистом снеге, голубом чистом небе или скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, где отражаются белые облака.
Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветает гончарное ремесло. Издавна жили здесь искусные мастера-гончары. |
|
Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый Город, 2003. – 48 с. : цв. ил. – (История России). – 5-7793-0453-X. |
Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете... для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская... нигде не видел я белизною превосходнее». С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону, а в XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором.
От дедов к внукам передают свои секреты гжельские гончары. Все предметы изготавливают вручную. Процесс создания состоит из нескольких этапов: сначала из высококачественной смеси фарфора выливают форму изделия, затем полученную заготовку обжигают в печи и высохшую форму расписывают красками, далее поверхность покрывают подготовленной смесью глазури и повторно обжигают изделие в печи, чтобы сохранить рисунок и сделать материал долговечным.
Роспись изначально была разноцветной, но к середине XX века благодаря использованию кобальта в нашей стране основными стали оттенки синего на белом. Кобальт входит в основу синей краски и придаёт готовому изделию стойкий и насыщенный цвет. Особенность такого покрытия в том, что оно долговечно.
Мастера различают около тридцати оттенков синего. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими художники точно и быстро выводят рисунок на поверхности. Каким будет цвет, зависит от того, как он положит мазок. И вдруг расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Любят художники изображать сказочных птиц, картинки из народной жизни, пейзажи.
Но гжель – это не только роспись синей краской, но и вылепленные фигурки людей, забавных животных. И хотя эти скульптуры ведут свою родословную от народной глиняной игрушки, сколько фантазии, выдумки и доброго юмора вкладывают в них гжельские умельцы. Расписанные бело-синие фигурки людей поют песни, убирают урожай, работают и отдыхают, катаются на лодках и гуляют на праздниках…
Мастера и художники не забывают и старинные традиции промысла: возродилось производство майолики (керамики, покрытой глазурью). Оказывается, гжель может сиять не только синевой, но и нежным многоцветьем красок.
История гжельской керамики насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. «Гжелью» сегодня называют очень разнообразные предметы: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок.
Источник текста:
Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый Город, 2003. –
48 с. : цв. ил. – (История России). – 5-7793-0453-X.
Другие познавательные книги о гжели из фонда библиотеки:
-
Гамелкин С. В. Гжель и Гжельцы / С. В. Гамелкин, М. Г. Капитин. – Москва : Московский рабочий, 1969. – 128 с. : ил.
-
Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый Город, 2003. – 48 с. : цв. ил. – (История России). – 5-7793-0453-X.
-
Мокунев Д. Народные промыслы – душа народа / Д. Мокунев // География для школьников. – 2009. – № 2. – С. 36–41. – (Готовимся к уроку).
Комментарии (0)