Трудно назвать русского писателя, который бы не испытывал влияния Гоголя, не увлекался бы его произведениями или не спорил бы с ними. Гоголевское начало вошло в плоть и кровь всей русской культуры.
В год 215-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака знакомит с биографией автора и его творчеством.
Гоголь очень любил родную украинскую «старину» и готов был без устали слушать рассказы о случившихся в прошлом чудесных событиях: о подвигах запорожцев, о борьбе с иноземными захватчиками.
Будущий писатель родился в украинской дворянской семье. Предки Гоголя по мужской линии были сельскими священниками. Но Николай не пошёл по их стопам. Он любил садоводство: умел по примеру отца красиво разбивать клумбы, прокладывать затейливые изломанные дорожки. Вероятно, к детским годам относится первое увлечение Гоголя рисованием. Рано проявилось и его умение копировать речь, жесты и манеру поведения окружающих, обнаружилась способность к актёрскому мастерству. |
Сочинять Гоголь начал тоже рано, но ничего из написанного им в детстве не сохранилось. Когда Николаю исполнилось 9 лет, вместе с братом Иваном его отдали в Полтавское училище. Затем Гоголь окончил Гимназию высших наук в Нежине (1821-1828). В старших классах вместе с друзьями он образовал литературный кружок, где они сами писали стихи, рассказы и издавали свой журнал «Метеор Литературы». Литературные опыты Гоголя этого периода не сохранились. В 1828 году Николай переехал в Петербург, где служил чиновником (1829-1831), затем преподавал в университете, но карьеры не сделал. Первая публикация Гоголя состоялась в журнале «Сын Отечества»: там без подписи появилось стихотворение «Италия», полное восторгов. Первое опубликованное произведение Гоголя – эпигонская идиллия «Ганц Кюхельгартен», которая осмеяна критиками. Поэтому Гоголь выкупил и уничтожил все нераспроданные экземпляры.
Первый рассказ Гоголя появился весной 1830 года в журнале «Отечественные записки». Рассказ был сильно изуродован: издатель Свиньин решил выправить слог молодого писателя. Гоголь оказался беззащитным перед таким самоуправством – рассказ «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», в котором повествуется о кровавой жертве, сам пал жертвой ретивого издателя. Но эта жертва не была напрасной. Гоголя заметили, он стал всё чаще печатать статьи и рассказы в журналах и альманахах. Он достал рекомендательное письмо к одному из друзей Пушкина – поэту Жуковскому. Тот тепло приветствовал Гоголя и поручил заботу о нём Плетнёву, поэту и критику, вхожему в царскую семью. Плетнёв стал верным другом и помощником писателя на всю жизнь.
Судьба молодого писателя быстро переменилась, как только он начал писать о преданиях Малороссии. Появились влиятельные друзья. Выход в свет первой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» принёс Гоголю славу: знаменитый критик Белинский вторил восторженным откликам Пушкина.
Гоголь решил представиться Пушкину: он пришёл сам, без приятелей или рекомендаций – и постучал с улицы в дверь дома, где жил поэт. Но слуга не пустил Гоголя, объяснив это тем, что «барин почивает». И вот с того неудачного визита прошло два года, и Плетнёв написал Пушкину: «Надобно тебя познакомить с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Жуковский от него в восторге». |
Встретились они, когда Пушкину было уже за тридцать, а Гоголю – двадцать с небольшим. К моменту знакомства у Гоголя уже была готова первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В России одновременно появились два рассказчика – Гоголь и Пушкин. Гоголь вёл себя с Пушкиным мило и хитро, и выклянчил у него несколько сюжетов, которые тот держал для себя. Николай Васильевич получил от Пушкина сюжеты комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Пушкин шутя жаловался близким: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».
«Ревизор»
Гоголь написал комедию меньше чем за месяц. Но это была самая первоначальная её редакция. Гоголь переделывал комедию, то вставлял или переставлял сцены, то сокращал их. Вскоре он решил проверить комедию на слушателях. Чтение состоялось 18 января 1836 года у В.А. Жуковского. Произведение понравилось всем: «Читает мастерски и возбуждает смеяться. Не знаю, не потеряется ли пьеса на сцене. Ибо не все актёры сыграют, как он читает». Но к сожалению, её никто не хотел ставить. Тогда Гоголь сумел при помощи влиятельных друзей устроить так, чтобы пьесу прочитал Николай I. Тому пьеса понравилась и её разрешили ставить на сцене. Белинский весьма высоко оценивал творчество Гоголя и особенно выделял его «Ревизора», «Женитьбу», «Игроков». Он писал: «После повестей Гоголя с удовольствием читаются повести и некоторых других писателей; но после драматических пьес Гоголя ничего нельзя ни читать, ни смотреть в театре».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
До настоящего времени книга повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» не утратила той свежести, какую почувствовали в ней первые читатели. Сам Гоголь писал: «Она понравилась здесь всем, начиная от Государыни…». Материал для создания повестей Гоголь черпал из своих детских и юношеских воспоминаний. Реальные черты быта родной Васильевки отразились у Гоголя в повести «Майская ночь»: майское гуляние парубков и их ряженья. Праздничная атмосфера «Ночи перед Рождеством» тоже имеет под собой вполне реальную жизненную основу. Одна из сестёр Гоголя вспоминала: «Вообще нас не баловали, и одним из самых больших удовольствий бывала очень скромная ёлка накануне Рождества, но бывали в восторге от всего…». О повести «Страшная месть» В.Г. Белинский, откликаясь на выход в свет «Миргорода» писал: «Страшная месть» составляет теперь pendant к «Тарасу Бульбе», и обе картины показывают, до чего может возвышаться талант г. Гоголя».
«Миргород»
Сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». К концу 1834 года у него было готово к изданию семь повестей, но в сборник «Миргород» вошли четыре. В «Миргороде» было несколько произведений о прошлом: «Вий» и «Тарас Бульба». В творчестве Гоголя складывается новый жанр – исторический. Полнее всего он представлен «Тарасом Бульбой». Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников, ведь это был самый ценный плод, который принесли исторические занятия Гоголя. Всё, что он узнал, как исследователь, выпытал у документов, летописей, народных песен и преданий, нашло отражение в повести.
«Мёртвые души»
Первый том под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» опубликован в 1842 году, с подзаголовком: «Поэма Н. Гоголя». 6 апреля 1837 году Гоголь в письме В.А. Жуковскому назвал «Мёртвые души» своим священным долгом перед памятью только что погибшего А.С. Пушкина. Было известно, что Гоголь наслышан об аферах с мёртвыми душами, что и его судьба сталкивала с подобными случаями. Заглавие произведения возникло очень рано, возможно, уже в беседе Гоголя и Пушкина. Оно очень нравилось Гоголю; он находил его точным, выразительным и оставил неизменным. Работа над поэмой велась в несколько этапов. К первым числам октября 1835 года были написаны две главы, писалась третья. После отъезда Гоголя за границу «Мёртвые души» становятся его главным трудом. В это время складывается окончательный сюжет поэмы. По мере продвижения работы Гоголь принимается читать написанное своим друзьям. Первыми слушателями «Мёртвых душ» были лица из окружения Пушкина. Общая оценка была одобрительной, высокой: «…Гоголь – великий, гениальный художник. Имеющий полное право стоять, как и Пушкин, в кругу первых поэтов, Гёте, Шекспира, Шиллера и проч.», писал под влиянием прочитанного К. Аксаков.
Выражение Герцена «Мёртвые души» потрясли всю Россию» – вовсе не фигуральное выражение, не преувеличение. Журналистам и критикам было ясно одно: всё безбожное преувеличение и клевета; таких людей, как Ноздрёв и Чичиков, в России нет и не может быть. Газета «Северная пчела» (1842. – №137) жаловалась: «нет ни одного порядочного, не говорим уже истинного и благородного человека. Это какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать». Журнал «Русский вестник» (1842. – №6): «Между тем его (Гоголя) восхищает всякая дрянь итальянская, едва коснётся он не итальянского, всё становится у него уродливо и нелепо!» Авторы суждений уличили писателя «во лжи, клевете», опровергали. Но были и такие, которые, споря и негодуя, соглашались.
Погружаясь в атмосферу поэмы, чувствуется трагизм, фантастическое напряжение духовных сил.
Едва «Мёртвые души» вышли из печати, как Гоголь вновь покинул родину. Начался последний период заграничной жизни Гоголя, охватывающий шесть лет. Он по-прежнему бессемейный странник, скиталец, одинокий путник, нигде не задерживающийся более чем на несколько месяцев. Дольше всего Гоголь прожил всё-таки в Италии, вначале в Риме, а позднее, уже к концу пребывания за границей, в Неаполе. В первые месяцы пребывания в Риме, друзья и знакомые видели его большей частью сосредоточенным и замкнувшимся в себе. Но не все окружавшие Гоголя знали, что его настроение напрямую зависит от того, как продвигается работа над вторым томом «Мёртвых душ». В конце июня или в начале июля 1845 года в состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома. Был предан огню «пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясением, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу». В конце 1845 года Гоголь выходит из кризисной полосы. С переездом в Рим силы стали к нему возвращаться. Здесь начинается заключительный этап работы над вторым томом, написание новой редакции.
И вот идёт последний год скитальческой жизни Гоголя на чужбине. В начале января 1848 года Гоголь решает осуществить план давно задуманного паломничества к Святым местам. В путешествии по Ближнему Востоку Гоголя сопровождает его старый приятель, выпускник Нежинской гимназии К.М. Базили. После странствий, вернувшись на Родину, лето Гоголь проводит в Васильевке. В сентябре едет в Москву, но не застав почти никого из знакомых, отправляется в Петербург. Наступающий 1852 год Гоголь встречает с надеждой, что труд его скоро будет завершён и увидит свет. Но им овладевают дурные предчувствия. На него находит «страх смерти» – болезнь, от которой, по его словам, умер отец.
Состояние здоровья Гоголя день ото дня ухудшается: непонятные боли в желудке, слабость, апатия, полное отвращение в еде. Силы его тают на глазах. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11-е на 12-е сжигает беловую рукопись второго тома. 21 февраля утром Гоголь умер. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. |
Смерть писателя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. В «Московских ведомостях» было опубликовано «Письмо из Петербурга» И.С. Тургенева, начинавшееся словами: «Гоголь умер! – Какую русскую душу не потрясут эти слова?». Вслед за Тургеневым крупнейшие русские писатели признали в Гоголе «эпоху» отечественной литературы, её гордость и славу. Вот несколько свидетельств.
Н.Г. Чернышевский: «Мы называем Гоголя без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению…».
А.Н. Островский: «Наша сценическая литература ещё бедна и молода – это правда; но с Гоголя она стала на твёрдой почве действительности и идёт по прямой дороге».
И.А. Гончаров: «От Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь ещё пока никуда не уйдёшь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал».
М.Е. Салтыков-Щедрин: «Гоголь положительно должен быть признан родоначальником этого нового, реального направления в русской литературе; к нему, волею-неволею, примыкают все позднейшие писатели, какой бы оттенок ни представляли собой из произведения».
Источники:
-
Белинский В. Г. Статьи и рецензии / В. Г. Белинский ; вступит. статья, авт. примеч. М. Я. Полякова, худож. П. Зубченков. – Москва : Московский рабочий, 1971. – 464 с. : ил. – (Школьная библиотека).
-
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки : повести, изданные пасичником Рудым Паньком : [для среднего школьного возраста] / Н. В. Гоголь ; худож. А. Лаптев ; [вступ. ст. и коммент. И. Виноградова]. – Москва : Детская литература, 2018. – 381 с. : ил. – (Школьная библиотека). – 978-5-08-005923-0. 12+
-
Гоголь Н. В. Миргород : повести / Н. В. Гоголь ; авт. предисл., авт. примеч. В. Гуминский, худож. Ю. К. Бажанов. – Москва : Советская Россия, 1985. – 252 с. : ил. – (Библиотека юношества). – 5-08-000908-Х.
-
Гоголь Н. В. Ревизор : комедия в 5-ти д. / Н. В. Гоголь ; авт. предисл. В. Филиппов ; авт. примеч. В. Филиппов. – Москва : Детская литература, 1985. – 160 с. : ил., 8 л. ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ. Для восьмилетней и средней школы).
-
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя : материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952. – 8 с.
-
Манн Ю. В. Н. В. Гоголь : судьба и творчество / Ю. В. Манн. – Москва : Просвещение, 2009. – 303 с. : ил. – 978-5-09-018662-9.
-
Нечипоренко Ю. Ярмарочный мальчик : жизнь и творения Николая Гоголя / Ю. Нечипоренко ; худож. Е. Подколзин. – Москва : Жук, 2009. – 84 с. : ил. – 978-5-903305-25-4.
-
Сергеев А. А. Николай Гоголь : исторический роман / А. А. Сергеев ; худож. Н. В. Алешина. – Москва : Белый Город, 2005. – 64 с. : ил. – (Исторический роман). – 5-7793-0868-3.
-
100 русских писателей : краткий справочник. – Санкт-Петербург. : Золотой век, 2003. – 256 с. – 5-342-00080-7.
На фото представлены книги из фонда библиотеки:
-
Гоголь Н. В. Вечер накануне Ивана Купала / Н. В. Гоголь ; худож. В. Чапля. – Москва : Белый Город, 2005. – 48 с. : ил. – (Классики-детям). – 5-7793-0854-3.
-
Гоголь Н. В. Мёртвые души : поэма : [для среднего школьного возраста] / Николай Гоголь ; рисунок на обложке М. Салтыкова. – Москва : АСТ, 2023. – 320 с. – (Школьное чтение). – 978-5-17-148896-3. 12+
-
Гоголь Н. В. Мёртвые души : поэма / Николай Гоголь. – Москва : Профиздат, 2008. – 383 с. – (Литературные шедевры). – 978-5-255-01665-5.
-
Гоголь Н. В. Мёртвые души : поэма-роман / Н. В. Гоголь. – Москва: Эксмо-Пресс, 2001. – 544 с. – (Русская классика). – 5-04-001703-0.
-
Гоголь Н. В. Мёртвые души : поэма : [для среднего школьного возраста] / Н. В. Гоголь ; [рисунок на обложке В. Челака]. – Москва : АСТ, 2019. – 319 с. – (Школьное чтение). – 978-5-17-103809-0. 12+
-
Гоголь Н. В. Мёртвые души : [поэма] / Николай Гоголь. – Санкт-Петербург : Азбука/Азбука-Аттикус, 2022. – 352 с. – (Мировая классика). – 978-5-389-04731-0. 12+
-
Гоголь Н. В. Нос : повесть / Н. В. Гоголь ; худож. Ю. Иванов. – Москва : Белый Город, 2004. – 48 с. : ил. – (Классики-детям). – 5-7793-0708-3.
-
Гоголь Н. В. Сказочные повести : [для младшего школьного возраста] / Н. В. Гоголь ; худож. О. Ионайтис. – Москва : Росмэн, 2013. – 143 с. : цв. ил. – (В гостях у сказки). – 978-5-353-06498-5. 6+
-
Гоголь Н. В. Тарас Бульба / Н. В. Гоголь. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. – 327 с. ил. – 978-985-511-146-8.
Комментарии (0)