Татьяна Мастрюкова: «Главное – найти созвучный тебе жанр»

27 апреля 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает цикл интервью с ведущими российскими писателями. Сегодня собеседником Маршаковки стала писательница детских и подростковых мистических триллеров и фолк-хорроров Татьяна Мастрюкова.

Mastryukova_Tatyana_Olegovna_05.jpg
Татьяна Мастрюкова. – Изображение. Текст : электронные // Татьяна Мастрюкова : [официальный сайт]. – URL: https://kotytan.com/ (дата обращения: 10.04.2024).

– Татьяна, скажите, как Вы пришли в литературу?

– Сколько себя помню, вокруг меня всегда происходило что-то интересное, о чём хотелось рассказать, и всегда было, чем дополнить реальность, если было скучновато. К тому же мне постоянно читали и пересказывали книги, которых под рукой не оказывалось. Как только научилась писать, стала все свои придумки записывать. Сначала это были сказки, потом шуточные истории из жизни младшеклассников, потом научная фантастика, потом приключения с налётом мистики… И ещё я продолжала записывать какие-то интересные реальные события из жизни, в основном забавные.

Очень сильное впечатление на меня произвели неадаптированные славянские сказки, где знакомые антуражи оказывались населены какими-то очень жуткими, но будто бы знакомыми фольклорными персонажами. Когда я стала рассказывать о своём детстве уже собственным детям, в качестве развлекательных «засыпательных» историй, то невольно они тоже превращались во что-то такое с налётом нашего фольклора. Дети запросили почитать им книжку с похожим сюжетом, а когда я, кроме классиков, навскидку не смогла ничего предложить, потребовали, чтобы эту книжку я написала сама.

Я написала. Выложила на платформе ЛитРес, Самиздат, потом подумала и отправила на конкурс «Новая детская книга» издательства «Росмэн» и с дебютной «Болотницей» стала призёром сразу двух литературных конкурсов. С этого началось наше замечательное сотрудничество с издательством «Росмэн». Счастье, что истории, которые тебе хочется рассказывать, которые тебе самой интересны, находят благодарных читателей и единомышленников.

koschachya.jpg

Мастрюкова Т. Кошачья голова : роман / Татьяна Мастрюкова ; [иллюстрации Ю. Тар]. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 256 с. : ил. – 978-5-353-10218-2. (12+)
Мастрюкова Т. Приоткрытая дверь : роман / Татьяна Мастрюкова. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 272 с. : ил. – 978-5-353-09351-0. (12+)

– Почему Вы выбрали жанр фолк–хоррора?

Мифология и фольклор – это объяснение событий прошлого и настоящего, и объяснение это гораздо интереснее, чем сухие газетные сводки или документально зафиксированные свидетельства. Это не только рассказ о создании мира, но и о том, как представители этой культуры определяют врага, опасность, методы борьбы с ними. Фольклорные персонажи говорят порой об истории конкретной местности и о характере местного населения гораздо больше, чем официальные хроники.

Мы вовсю пользуемся народными верованиями, они плотно вплетены в нашу жизнь, и при этом практически неизвестны. Мы не передаём вещи через порог и говорим «чур меня!», не понимая значения этих, так сказать, ритуалов. Мы говорим: «Икота, иди на Федота!», не подозревая, что повторяем заговор от одержимости.

Но это часть нашей культуры, и часто именно знание культурных особенностей даёт читателю в полной мере ощутить происходящее в истории.

Отечественные представления о низших духах и божествах долго оставались достоянием устной традиции, не подвергались литературной обработке. Те самые пресловутые «истории у костра», «лагерные страшилки», которые известны даже тем, кто в лагере никогда в своей жизни не был и у костра не сидел, разве что у мангального, когда жарил шашлыки.

knigi_1.jpg

Мастрюкова Т. Болотница / Татьяна Мастрюкова. – Москва : РОСМЭН, 2019. – 253 с. : ил. – 978-5-353-09175-2. 12+
Мастрюкова Т. Кошачья голова : роман / Татьяна Мастрюкова ; [иллюстрации Ю. Тар]. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 256 с. : ил. – 978-5-353-10218-2. 12+
Мастрюкова Т. Приоткрытая дверь : роман / Татьяна Мастрюкова. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 272 с. : ил. – 978-5-353-09351-0. 12+
Мастрюкова Т. Радио "Морок" : роман / Татьяна Мастрюкова. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 256 с. – 978-5-353-09934-5. 12+

– Есть ли у Вас любимый жанр, который Вы открыли для себя в ходе поисков первоисточников?

– Мой любимый жанр рассказов, который сохранил для нас представления о славянской мифологии, о духах, об обрядах и приметах,это былички. Истории о реальном столкновении с потусторонним миром, произошедшими с самим рассказчиком или его знакомыми, то есть в современности, в обозримом временном отрезке, в отличие от сказки, повествуют о страшном, и в них преобладает трагический исход. Былички призваны предостеречь или заставить задуматься о невозможности предсказать встречу с пугающим и необъяснимым. А мы знаем, что страшные истории обладают терапевтическим эффектом, позволяя испытать необходимый страх без угрозы для жизни, просто и безопасно получить необходимую дозу адреналина, самостоятельно контролируя уровень и дозу страха.

При этом в быличке всегда есть доля сомнения: показалось или реальность? Рассказчик только намекает, не объясняя, а слушатель сам решает – верить ему или нет, но точно знает, о чём идёт речь.

Вот с помощью быличек я и рассказываю в своих книгах про не самых известных, но при этом совершенно точно знакомых жутких фольклорных персонажах, и напоминаю о настоящей сущности нечистой силы, какой она представлена в народной мифологии. О кикиморе, которую сейчас принято называть иностранным словом «полтергейст», и которая живёт вовсе не на болоте, а в доме. О домовом, в летописях называемом «бесом-хороможителем». Об одержимости икоткой – кликушестве, эпидемия которой последний раз официально была зафиксирована в Московской губернии в начале прошлого века. Об игóшах, из-за которых мы не передаём вещи через порог, и шуликýнах, что появляются на Святки. О том потустороннем и жутком, что присутствует постоянно рядом с нами, было раньше и есть сейчас, в обычной современной жизни.

Мне интересно сохранить эту память, эти эмоции, эти истории. Очень радует, что мои читатели начинают интересоваться нашим фольклором, начинают искать дополнительные сведения про персонажей, искать первоисточники примет и суеверий, вспоминают и рассказывают семейные былички – часть нашей общей истории и культуры.

В каждой моей истории герои сталкиваются один на один с непонятным, пугающим, и им приходится брать на себя ответственность за принятие решений, делать непростой выбор, не всегда однозначный. Можно смириться и ничего не делать – это тоже выбор. Но тот, кто вступает в борьбу, уже победил.

Mastryukova_Tatyana_Olegovna_01.jpg

Татьяна Мастрюкова. – Изображение. Текст : электронные // Татьяна Мастрюкова : [официальный сайт]. – URL: https://kotytan.com/ (дата обращения: 10.04.2024).

– У Ваших героев есть прототипы?

– У всех героев и героинь моих книг есть прототипы. Некоторые из них даже читали про себя. Кто-то узнаёт себя, но чаще всего нет. Это удивительно, потому что обстоятельства, ситуации и даже общих знакомых узнают, а себя распознать не могут. Но оно и к лучшему, я считаю. Это же не биография, а художественное произведение.

– Какая из Ваших героинь Вам ближе всего?

– Поскольку я пишу, представляя себе конкретных людей, то и отношусь к ним с одинаковым уважением и даже снисхождением. Несмотря на то, что часто поступаю с героями довольно безжалостно. Мысленно говорю: «Но на самом-то деле ты выжил!» – или: «Ну, мы-то с тобой знаем правду!» А кто из героинь ближе всего… В каждой есть что-то от меня. Немного Вичка, немного Аня, немного Настя. И, может быть, мама Инки и Леси, потому что Инка и Леся себя узнали.

– Где Вы берёте идеи для своих книг?

– Моя дочь как-то пошутила, что я написала уже семь книг своей художественно обработанной биографии. Это правда. Каждая из моих книг основана на реальной истории, произошедшей с реальными, знакомыми мне людьми, затронувшей так или иначе меня лично. Правдивость некоторых событий я могу подтвердить. Так, «Болотница» вышла из одного проведённого лета на даче, «Приоткрытая дверь» вообще рассказывает о квартире моего детства, так что добро пожаловать ко мне-подростку в гости. «Тихие гости» – это как мы поехали к одной из подружек на дачу в зимние каникулы. Раньше всегда ездили только летом, а тут нам в голову ударило зимой одним поехать.

И на историях, которые тоже рассказаны мне, но за правдивость я не ручаюсь. Или случайно и невольно подслушанных, предназначавшихся не для моих ушей, но несколькими фразами заставивших задуматься: «Почему так? Что было дальше?» Всё дело в том, веришь ты в историю или нет. Чтобы история захватила меня, начала «обрастать мясом», оживать, превращаться в книгу, я должна в неё поверить. Достаточно небольшой зацепки, чтобы начал разматываться весь клубок.

knigi.jpg

Татьяна Мастрюкова. – Изображение. Текст : электронные // Татьяна Мастрюкова : [официальный сайт]. – URL: https://kotytan.com/ (дата обращения: 10.04.2024).

– Не хотели бы попробовать писать в других жанрах?

– Перед тем, как прийти непосредственно к фолк-хоррору, я описывала иронические приключения авантюристов в соавторстве с подругой. Верю, что настанет время, когда этот роман будет нами отредактирован и выпущен в свет. Мне немного стыдно, что я вроде бы уже начала этим заниматься, но былички не потерпели конкуренции…

– Вы любите путешествовать?

– Открываем «Радио "Морок"» на последней странице и читаем: «Да, я думала над жутковатой историей про семейное путешествие во время собственного семейного путешествия, да ещё наслушавшись полицейских сводок».

Мы с семьёй очень любим путешествовать на автомобиле по нашей стране, особенно по старым городам, по небольшим деревенькам, знакомясь с невероятно богатой культурой и историей, открывая не самые, может быть, популярные локации, но неизменно интересные. И помимо эстетического удовольствия, мы обрастаем новыми знакомствами, ведь у нас так много талантливых, увлечённых людей. А ещё наши путешествия – замечательный способ пополнения моей коллекции быличек, удивительных и немного страшных историй, которыми со мной охотно делятся местные жители. В каждом нашем путешествии находится тот, кто, не зная, что я пишу фолк-хорроры, рассказывает какой-то необъяснимый, часто пугающий случай из своей жизни. Даже не рассчитывая, что мы поверим. Возможно, как раз и рассчитывая, что мы не поверим и забудем. А я всё запоминаю и использую.

Mastryukova_Tatyana_Olegovna_02.jpg

Татьяна Мастрюкова. – Изображение. Текст : электронные // Татьяна Мастрюкова : [официальный сайт]. – URL: https://kotytan.com/ (дата обращения: 10.04.2024).

– Чем Вы любите заниматься в свободное время?

- Очень банальный ответ: читать. Или сходить погулять по городу, в музей или просто так. Что-то делать полезное.

– Есть ли у Вас любимая книга, автор?

– Любой писатель прежде всего «запойный» читатель, и это непреложное правило. И вопрос про любимую книгу и любимого автора – самый трудный вопрос из всех возможных. Я как-то составляла по просьбе книжного сообщества десятку «самых-самых» книг, но потом вдруг поняла, что и половину не упомянула. И теперь эти произведения затаили на меня обиду и когда-нибудь мне обязательно отомстят! Поэтому я сейчас делаю так: быстро бросаю взгляд на полки с моими любимыми книгами и первые три обложки называю. «Имя розы» Умберто Эко, «Двенадцать стульев» Ильф и Петров, сборник стихов Николая Олейникова «Пучина страстей».

priotkrytaya_dver.jpg

Мастрюкова Т. Приоткрытая дверь : роман / Татьяна Мастрюкова. – Москва : РОСМЭН, 2022. – 272 с. : ил. – 978-5-353-09351-0. (12+)

– Можно ли современным детям/подросткам привить любовь к чтению? Что для этого нужно?

– Устойчивое мнение, что современные дети не читают, если их к этому насильно не принуждать, существует, кажется, ещё со времён античных философов. Но это абсолютно не так. Читают и всегда читали, и даже под влиянием прочитанных в детстве и юности книг выбирают своё призвание в жизни. Можно ли заставить полюбить чтение? Нет, заставить чего-то или кого-то полюбить невозможно. Здесь работает только личный пример. Ты можешь поделиться своей любовью к чтению, делиться своим увлечением, рассказывать истории из книг. Мы, читатели, обладаем суперспособностью проживать множество жизней и множество невероятных приключений. И каждое из них обогащает нашу реальность. В каждую прочитанную книгу читатель вкладывает частичку своей собственной истории, своей личности, поэтому так диаметрально противоположны бывают мнения разных людей об одном и том же произведении. Получается, что читатель становится своего рода творцом, потому что всё происходит только в его собственном воображении. И если человек поймёт это, найдёт созвучный себе жанр, произведение, автора, то он сам полюбит чтение. Но кто-то значимый, интересный, несомненно, должен своим примером в этом ему помочь.


Комментарии (0)

Добавить комментарий