Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о художественном течении, которое возникло после Великой Отечественной войны, и знакомит с его яркими представителями.
На рубеже 50-60-х годов XX века образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». В своих произведениях авторы опираются на реальные события и на свой собственный фронтовой опыт.
Морозинотто Д. Дневники Виктора и Нади. Ленинград 1941 : [роман : для среднего школьного возраста] / Давиде Морозинотто ; перевод с итальянского Анны Богуславской. – Москва : Пешком в историю : Каширская Е. В., 2020. – 368 с. : ил., цв. ил., портр., факс., карт. – (История России) (Пешком в историю). – 978-5-906994-49-3. 12+
Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый, будь то молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное – понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты – ничто, а вместе – сила. Но и от тебя одного зависит очень много.
«Лейтенантская проза» требовала от автора высокого литературного мастерства. По выражению Василия Быкова, строгая форма произведений чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности».
Морозинотто Д. Дневники Виктора и Нади. Ленинград 1941 : [роман : для среднего школьного возраста] / Давиде Морозинотто ; перевод с итальянского Анны Богуславской. – Москва : Пешком в историю, 2020. – 368 с. : ил., цв. ил., портр., факс., карт. – (История России) (Пешком в историю). – 978-5-906994-49-3. 12+
Константин Симонов говорил, что о войне нужно знать, как можно больше и искать правду на скрещении разных точек зрения. «Не разных правд, а именно разных точек зрения. Кстати, мы порой путаем понятие правды с понятием точки зрения. Конечно, точка зрения солдата на войну – одна, точка зрения командира полка – другая, даже на один и тот же бой. Потому что они ведь и смотрят на него с разных точек и имеют в нём, в этом бою, разные задачи. Я говорю не о политической задаче – общей, нравственной, патриотической, а о военной задаче в бою».
Как ни странно, «лейтенантская проза» подвергалась сильной критике за то, что авторы «сузили» масштаб изображения войны до размера батареи, окопа… Эти книги называли «собственными биографиями авторов».
«Лейтенантская проза» вошла в состав «военной прозы» и задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Тема судьбы и нравственного выбора неразрывно связаны для тех, кто был на войне, кто стоял перед выбором каждый день, каждый час. Кто делал выбор: сказать правду или солгать, предать или погибнуть, но остаться верным. На войне, как и в жизни, человек делает свой нравственный выбор, разница лишь во времени. В обычной жизни у нас есть эта бесценная комбинация из двух слов – время подумать. А на войне этого времени нет.
Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» (12+) Июль 1942 года. Немцы уже подходят к Воронежу. Главный герой произведения лейтенант Керженцев с батальоном остаётся для прикрытия полка, который отступает к Волге. И спустя два дня, выполнив свою боевую задачу, батальон начинает отступать, но в пути им приносят весть, что их полк разбит. Выжившие солдаты отправляются к Сталинграду. Юрий Керженцев решает остановиться у знакомой Марьи Кузьминичны. |
Юрий снова вспоминает, что такое мирная жизнь и как она прекрасна. Но немцы и не думают отступать. Они уже подходят к Сталинграду.
Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Именно эта повесть и стояла у истоков «лейтенантской прозы», более чем на десятилетие опередив последующие за ней произведения.
Виктор Платонович Некрасов вошёл в отечественную литературу прежде всего как один из родоначальников послевоенной «лейтенантской прозы». Традиции «солдатской правды», заложенные его повестью «В окопах Сталинграда», стали примером для многих авторов книг о Великой Отечественной войне.
Война застала Виктора Некрасова на гастролях. В августе 1941 года его мобилизовали и использовали по основной специальности, отправив в инженерные войска. Как командир взвода, полковой инженер, заместитель командира сапёрного батальона, он воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше, сооружал укрепления, наводил переправы, взрывал мосты. Дослужившись до звания капитана, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Был тяжело ранен в ногу. После второго тяжёлого ранения, полученного летом 1944 года под польским Люблином, капитана Некрасова комиссовали по инвалидности.
Несмотря на то, что критики сначала не приняли повесть, после её прочтения Сталиным, в 1947 году В. П. Некрасов получил за эту книгу Сталинскую премию 2-й степени. Полагающиеся лауреату Сталинской премии деньги писатель передал на покупку инвалидных колясок бывшим фронтовикам.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году в СССР был снят художественный фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля. Одну из своих первых больших киноролей в фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский.
В марте 2023 года в Санкт-Петербурге, в Музее Академии художеств открылась выставка «В окопах Сталинграда», посвященная 80‑летию победоносного завершения битвы на Волге. Впервые широкой публике представлены 12 рисунков к известной повести Виктора Некрасова – в 1955 году они были дипломной работой студента академии Филиппа Махонина.
Юрий Бондарев. «Батальоны просят огня» (12+) В самый тяжёлый 1943 год для отвлекающего манёвра советским главнокомандованием был разработан план. Два батальона должны вступить в бой с немцами, чтобы те подумали о наступлении Красной Армии. Им в поддержку был дан артиллерийский полк, но в последний момент он был переброшен на север. Батальоны остаются без поддержки. |
И всё же у людей не пропало чувство любви. И примером этому служат два командира, которые несмотря на войну, ведут соперничество за внимание девушки.
Как литературное течение «лейтенантская проза» началась с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». В его основу положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор.
Летом 1941 года вместе с десятками тысяч московских комсомольцев, Юрий Бондарев принимал активное участие в создании защитных сооружений под Смоленском. Затем уехал в Актюбинскую область, куда была эвакуирована семья. Юноше довелось поработать в колхозе, забойщиком и откатчиком на угольной шахте.
Весной 1942 года он был призван на военную службу и отправлен на учёбу во второе Бердычевское пехотное училище, перебазированное в Актюбинск. Завершив ускоренный курс обучения, молодой человек в звании сержанта был отправлен на Сталинградский фронт, где командовал миномётным расчётом. В боях за город Котельниково был ранен и после лечения в госпитале продолжил службу в составе стрелкового полка двадцать третьей стрелковой дивизии Воронежского фронта. В 1943 году принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал в Польше и на границе с Чехословакией.
Григорий Бакланов. «Пядь земли» (12+) Последнее военное лето. Лейтенант Мотовилов день и ночь ведёт наблюдение за немецкой батареей на другом берегу Днестра. Неожиданно Мотовилова сменяют и отправляют к командующему. Явившись к командиру дивизиона Яценко, лейтенант Мотовилов узнаёт о повышении – теперь он командир батареи. Но вот с плацдарма слышится грохот, немецкая армия начала наступление. |
В 1941 г. Григорий Бакланов ушёл добровольцем на фронт, был направлен в артиллерийское училище (ускоренный выпуск). Воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В сентябре 1943 г. был ранен в районе г. Запорожье. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.
Был награждён орденом Красной Звезды, медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией. Впечатления и переживания фронтовой жизни легли в основу его будущих произведений.
Виктор Курочкин.«На войне как на войне» (12+) В самом разгаре зима 1943 года. Младший лейтенант Саня Малешкин уже полгода как призван на фронт. Он мечтает принять участие в настоящем сражении и получить орден или медаль, как его друг Пашка Теленков. Над Саней все смеются: шинель для него большая, карты местности на него не хватило, шапку он носит неправильно и вообще часто попадает в нелепые ситуации. |
Но участвуя в боях за село Антополь-Боярку, Саня проявил мужество и героизм. А впереди ещё долгих два года войны. Что ждёт нашего героя?
Судьба Виктора Курочкина – русского советского писателя, автора повестей «На войне как на войне», «Железный дождь», «Заколоченный дом», была нелёгкой: он пережил и коллективизацию, и войну, и блокаду, и послевоенный кризис. Всё это отразилось в его творчестве.
В основу известной повести «На войне как на войне» (1965) легли его личные впечатления, которые он получил, участвуя в боевых действиях. В 1968 году повесть была экранизирована на киностудии «Ленфильм», а в 2004 году её выпустило римское издательство «Армандо» на итальянском языке.
Великая Отечественная война застала писателя в Ленинграде. Во время блокады он работал вместе с отцом на заводе, выпускавшем зенитные снаряды. «Сестра с матерью эвакуировались к родственникам в Ярославль. Я с отцом остался в осаждённом Ленинграде. Работал на заводе шлифовальщиком. Работа у меня была несложная: обтачивал зенитные снаряды. В конце января 1942 года умерли отец и тётка, у которой мы жили. Я остался один», – вспоминал Виктор Курочкин
Весной 1942 года в крайне истощённом состоянии он был эвакуирован из блокадного Ленинграда через Ладогу. В Ярославской области он два месяца лечился от дистрофии, в июне 1942 года был призван в армию и направлен в танковое училище.
Константин Воробьёв. «Убиты под Москвой» (12+) Лейтенант Алексей Ястребов только что окончил училище и теперь командует взводом. И вот поступило распоряжение, что их рота отправляется на фронт. Идёт ноября 1941 года. Немцы наступают. Им удаётся прорвать оборону, и они направляются в сторону Москвы. Волею судьбы рота оказалась в окружении, и её командир принимает решение прорвать кольцо и нанести удар ничего не подозревающему врагу. Смогут ли защитники Родины вырваться из окружения? |
В октябре 1941 года Константин Воробьёв в составе роты кремлёвских курсантов был отправлен на фронт. В декабре 1941 года под Клином, будучи контуженным, лейтенант Константин Воробьёв попал в плен. Он прошёл клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский лагеря для военнопленных, паневежисскую тюрьму, шяуляйскую тюрьму и лагерь. Два побега закончились неудачей. После третьего побега осенью 1943 года из шяуляйского лагеря Воробьёв организовал партизанский отряд на территории Литвы. За своё участие в партизанском движении писатель получил медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
В зале «Читай-ка» на первом этаже библиотеки с 2 мая по 18 мая начнёт свою работу выставка «Имя Победы». На ней будут представлены книги, посвящённые Великой Отечественной войне и героям Победы.
На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
-
Алексеев С. П. Великая Московская битва : [рассказы: для младшего и среднего школьного возраста] / Сергей Алексеев ; худож.: Владимир Юдин. – Москва : Дрофа-Плюс, 2008. – 79 с. : ил. – (Наше Отечество). – 978-5-9555-1300-3.
-
Бакланов Г. Я. Военные повести / Г. Я. Бакланов. – Москва : Современник, 1985. – 583 с.
-
Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня ; Последние залпы : повести / Ю. В. Бондарев ; обществ. редкол. М. Н. Алексеев. – Москва : Современник, 1984. – 336 с. – (Сыновья века).
-
Водопьянов М. В. Штурман Фрося : рассказы : [для среднего школьного возраста] / Михаил Водопьянов ; рисунки А. Лурье. – Москва : Детская литература, 2019. – 77 с. : ил. – (Военное детство). – 978-5-08-006174-5. 6+
-
Воробьев К. Д. Убиты под Москвой : повести, рассказы / К. Д. Воробьев. – Москва : Современник, 2000. – 287 с. – (Золотое перо России). – 5-270-01288-X.
-
Герман Ю. П. Вот как это было : [повесть] / Юрий Герман ; худож. Ольга Фадеева. – Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 95 с. : цв. ил. – (Вот как это было). – 978-5-9268-1592-1. 6+
-
Кассиль Л. А. Линия связи : рассказы / Лев Кассиль ; рисунки И. Година. – Москва : Детская литература, 2020. – 102 с. : ил. – (Военное детство). – 978-5-08-006278-0. 6+
-
Кондратьев В. Л. Сашка. На войне как на войне : повесть / В. Курочкин. – Москва : Вагриус, 2004. – 254 с. – 5-9560-0228-X.
-
Морозинотто Д. Дневники Виктора и Нади. Ленинград 1941 : [роман : для среднего школьного возраста] / Давиде Морозинотто ; перевод с итальянского Анны Богуславской. – Москва : Пешком в историю, 2020. – 368 с. : ил., цв. ил., портр., факс., карт. – (История России) (Пешком в историю). – 978-5-906994-49-3. 12+
-
Некрасов В. П. В окопах Сталинграда : повесть, рассказы / В. П. Некрасов ; предисл. Г. Бакланова. – Москва : Худож. лит., 1990. – 319 с. : 1 л. портр.
Источники информации:
-
Литературный час «Лейтенантская проза: исповедь на бумаге». – Изображение. Текст : электронные // Культура. РФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/events/4426477/literaturnyi-chas-leitenantskaya-proza-ispoved-na-bumage (дата обращения: 15.04.2024).
-
Лейтенантская проза. Война – совсем не фейерверк. – Изображение. Текст : электронные // Год Литературы : [сайт]. – URL: https://godliteratury.ru/articles/2024/01/02/lejtenantskaia-proza-vojna-sovsem-ne-fejerverk (дата обращения: 15.04.2024).
-
Ромашкина Н. «Лейтенантская проза: исповедь на бумаге» / Н. Ромашкина. – Изображение. Текст : электронные // Ревизор.ru: [сайт]. – URL: https://www.rewizor.ru/literature/reviews/leytenantskaya-proza-strashnaya-ispoved-na-bumage/ (15.04.2024).
Комментарии (0)