6 мая отмечается День гончара. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака накануне праздника рассказывает об искусстве керамики.
Гончарное дело — это древнее ремесло, связанное с созданием предметов из глины с последующим их обжигом. Истоки гончарного мастерства уходят в глубину веков, причём первые глиняные изделия появились ещё в период неолита, около десяти тысяч лет назад.
Изначально глиняные изделия формировались вручную, и каждое из них было уникально. Постепенно методы обработки глины совершенствовались, и к IV тысячелетию до нашей эры в Месопотамии появился гончарный круг, который позволил значительно ускорить процесс производства керамики.
Важной вехой в истории гончарного дела стало изобретение обжиговой печи, благодаря которой изделия стали более прочными и разнообразными по форме и декору. Различные цивилизации вносили свой вклад в развитие этого искусства, создавая уникальные стили и техники. Например, древние греки достигли высокого уровня в создании керамических ваз, на которых изображались мифологические и бытовые сцены. Характерными для Древней Греции являются чёрнофигурная и краснофигурная техники росписи. На краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.
На Востоке, в Китае, гончарное мастерство развивалось не менее бурно. Здесь к производству керамики подходили с большим вниманием к деталям и качеству материалов. Китайцы изобрели фарфор, который вызвал восхищение во всём мире, и стали мастерами его изготовления. Из Китая знание о фарфоре распространилось по всей Азии и позже достигло Европы.
В средние века в Европе гончарное дело также продолжило развиваться. В каждом регионе сложились свои отличительные особенности – от немецкой гжельской керамики до французской фаянсовой. К XIII-XIV векам гончары уже успешно использовали глазуровку, что позволяло не только защищать изделия от воды, но и придавать им декоративность.
На Руси гончарное дело – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу мастера делали из глины только кувшины, чашки, сковороды. Но со временем, по мере накопления опыта работы с этим природным материалом, гончарное ремесло стало превращаться в промысел. Мастера производили не только изделия бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Позже появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобрела свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир, например, «Дымковская игрушка», «Гжель».
С промышленной революцией технологии гончарного производства значительно изменились. В XIX веке создание формованных изделий стало возможным благодаря механизации процессов и использованию штамповок. Это позволило массово производить керамические изделия, доступные широкой публике.
Процесс формования изделий состоит из нескольких этапов: сначала идёт изготовление основы изделия; затем формование основной части – наиболее крупных деталей; сушка крупных деталей; потом изготовление более мелких деталей; соединение друг с другом основных форм, при необходимости их исправление; ещё одна сушка; декорирование и обжиг.
Сегодня гончарное дело продолжает быть популярным как в промышленных масштабах, так и среди любителей прикладного творчества. Современные гончары экспериментируют со множеством видов глины, эффектами глазуровки и различными техниками обжига, создавая как утилитарную, так и художественную керамику. Они тщательно сохраняют старинные техники, одновременно исследуя новые направления и формы, подтверждая, что гончарное искусство остаётся живым и динамичным видом ремесленной деятельности.
Комментарии (0)