Василия Дмитриевича Поленова считают мастером исторической и жанровой живописи. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака расскажет о его творческой биографии.
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в знатной и образованной семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом, а дед – академиком русского языка и словесности. Мать будущего живописца, Мария Алексеевна, обладала литературным даром и увлекалась изобразительным искусством. |
Василий Поленов с ранних лет проявлял интерес к наукам и искусству, что впоследствии оказало большое влияние на его творчество. Получив начальное домашнее обучение, он продолжил образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где целиком погрузился в занятия живописью и сразу продемонстрировал удивительные способности. Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 году блестяще окончил ученический курс.
Уже став художником, Василий Поленов, не без влияния родителей, видевших будущее сына исключительно на государственной службе, задумался о другом образовании. В 1868 году молодой человек продолжил учёбу в Петербургском университете на юридическом факультете. Несмотря на ежедневный труд в мастерской, обучение в университете для способного студента не составило никакого труда.
В 1872 году Василий Дмитриевич Поленов, классный художник первой степени и кандидат юридического права, отправился в путешествие за границу для своего усовершенствования в области искусства. Путешествуя по Германии, Франции и Италии, Поленов углубился в изучение европейской живописи. Он побывал в многочисленных музеях и галереях, впитывая достижения западных мастеров. Творчество многих из них особенно привлекло его внимание, но самое глубокое впечатление произвели импрессионисты. Они сыграли важную роль в формировании художественного стиля Поленова, сочетая русскую академическую школу с европейскими инновациями.
Одной из ранних и знаковых картин Поленова является «Московский дворик» (1878). Этот трогательный и уютный пейзаж городской жизни передаёт атмосферу тихого московского уголка, наполненного светом и теплом. Шатровая колокольня и церковь высятся над особнячком и примыкающими хозяйскими постройками. Возле тропинки играют дети, в стороне остановилась лошадь, впряжённая в телегу. Вдалеке гуляют куры, хозяйка с ведром направляется к колодцу. Весь этот мирный и спокойный быт передан тщательно и с любовью. Картина быстро завоевала популярность и стала одним из символов русского быта.
Однако наибольшую славу ему принесли пейзажи и исторические полотна. Он много работал на пленэре, создавая живые, наполненные светом и воздухом картины. Такие работы, как «Ранний снег» (1891) и «Золотая осень» (1893), невероятно точно передают красоту русской природы, её неповторимые и изменчивые состояния.
Ещё одним из важнейших циклов Василия Поленова является «Евангельский цикл», включающий картины на библейские сюжеты. Картина «Христос и грешница» (1888) поражает своей драматичностью и чувственностью. Художнику удалось глубоко передать эмоциональные переживания персонажей, тонко совместив реальность и символизм.
В трудах Василия Поленова проявляется интерес к архитектуре и истории искусства. В своей усадьбе «Борок», расположенной на берегу Оки, он создал уникальный художественный комплекс, включающий музей, мастерскую и церковь, спроектированную и построенную по его собственным чертежам.
О многогранности таланта Поленова говорит и то, что ещё он с детства увлекался музыкой и, будучи уже известным художником, продолжал сочинять романсы, фортепианные и камерно-инструментальные пьесы.
Василий Дмитриевич Поленов также активно занимался педагогической деятельностью, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал несколько поколений талантливых художников. Его ученики, среди которых такие известные мастера, как Константин Коровин и Александр Бенуа, внесли значительный вклад в развитие русского искусства.
Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов, чьё имя прочно связано с русским реализмом, оставил значительное наследие в отечественной культуре. Его произведения хранятся в ведущих музеях России, таких как Третьяковская галерея и Русский музей, где продолжают восхищать зрителей своей глубиной и красотой.
Комментарии (0)