Живописные цветы Жостова

23 июня 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о росписи жостовских подносов.

Какие свежие, яркие и прекрасные цветы! Розы – белые, чайные, алые – раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные. А как очаровательны букеты из скромных полевых ромашек, незабудок, фиалок! Как восхитительны корзинки спелых фруктов и ягод. Кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев… Мы не в саду, и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

2.jpg

Жостово – небольшое поселение в Московской области, подарившее миру уникальное направление декоративно-прикладного искусства, ставшее одним из символов русской культуры. Жостовская роспись – техника декоративной живописи металлических подносов, распознаваемых по ярким и красочным цветочным композициям.

История жостовской росписи уходит корнями во времена, когда русские мастера начали разрабатывать свои художественные традиции. В начале XIX века в деревне Жостово и её окрестностях зародились первые мастерские по изготовлению расписных подносов. Изначально эти изделия создавались из папье-маше с живописными миниатюрами, затем жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Они применялись как предметы домашнего обихода, но с течением времени приобрели художественную ценность и стали настоящими произведениями искусства. В 1928 году была основана артель, объединившая местных художников. Со временем артель стала специализированным предприятием «Жостовская фабрика декоративной росписи», где традиции передавались от поколения к поколению.

Gq8ars1bi6g.jpg

Секрет жостовской росписи кроется в уникальном сочетании техник и подходов. Основные этапы создания жостовского подноса включают формовку и обработку металлической основы, грунтовку, нанесение фонового слоя и непосредственно саму роспись. Художник пишет масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы он держит поднос на колене, и поворачивает его, когда необходимо. Рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Мастер сначала намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. Он всегда импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветочный оттенок. Каждый поднос – уникальная авторская работа. Финальным этапом становится лакировка, которая придаёт изделию яркость и долговечность.

Наиболее характерным мотивом для жостовской росписи являются цветы. Благодаря им роспись получила всемирное признание. В центре композиций часто располагаются крупные розы, пионы или астры. Они выполнены с удивительной точностью, окружены россыпью мелких цветков и листвы. Один из ключевых элементов – это лёгкие переходы цвета и теней, создающие объём и реалистичность изображения. Мастера всегда умели находить баланс между декоративностью и естественностью, что придавало их работам особую привлекательность. Но не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний и чаепитий, катания на лодках.

Уральский сказочник Павел Петрович Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести к жостовским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства…».

«Сила мастерства» художников подмосковного Жостова творит настоящие чудеса. Поднос из обычной, нехитрой вещи превращается в настоящее произведение искусства.

malfoto_1.jpg

Сегодня жостовские подносы украшают музеи и частные коллекции по всему миру. Они являются примером того, как народное творчество способно стать частью мирового культурного наследия. Современные мастера продолжают развивать и обогащать традиции, не боясь экспериментировать с новыми формами и цветами. Но основой остаются всё те же яркие и выразительные цветочные композиции, которые когда-то вдохновляли первых жостовских мастеров.

Цветы Жостово это не просто часть декоративно-прикладного искусства, это символ мастерства, красоты и традиций русской культуры.


Источник текста и фото:
Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый Город, 2003. – 48 с. : цв. ил. – (История России). – 5-7793-0453-X.

Комментарии (0)

Добавить комментарий