28 июля в России отмечается День военно-морского флота. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака расскажет о музее, где с 1709 года хранятся чертежи и модели многих русских кораблей.
Военно-морской музей в Санкт-Петербурге – один из самых крупных и известных морских музеев в мире, имеет долгую и богатую историю, отражающую величие морской славы России.
В начале XVIII века император Пётр I, стремясь усилить морское могущество России, заложил основу для будущего музея. Первая экспозиция в нём появилась в 1709 году, когда император приказал собрать и сохранить уникальные предметы, связанные с развитием русского флота. По его распоряжению была создана Модель-камера для хранения чертежей и моделей построенных кораблей.
Большие парусные суда строили в зарубежных странах. Зарождавшейся новой морской державе нужно было многому учиться. Осваивать азы мореходства молодой Пётр начал в селе Измайлово под Москвой на ботике, названном «Святой Николай». В 1723 году ботик привезли в Санкт-Петербург и торжественно встретили, назвав его «дедушкой русского флота». Он хранился в Петропавловской крепости, а с 1940 года стал одним из центральных экспонатов музея.
Однако для Модель-камеры вскоре наступили тяжёлые времена. В течение XVIII века судостроение развивалось, и это снизило значение модель-камеры как хранилища кораблестроительных образцов. В 1805 году при императоре Александре I её преобразовали в Морской музеум. В нём начинающие офицеры знакомились с коллекцией чертежей и моделями морских судов. Это был начальный образовательный центр морского дела.
К сожалению, император Николай I, который считал себя сведущим во всех науках, расформировал Морской музеум. Многие его экспонаты были переданы в различные ведомства. Только после Крымских войн снова возник вопрос о воссоздании в России морского музея, в котором были бы представлены модели знаменитых кораблей от парусных до броненосных. Его руководителем стал Николай Михайлович Баранов. В здании Адмиралтейства в 1867 году Морской музей вновь открыл свои двери для посетителей. Здесь можно было увидеть модели русских парусников XVIII–XIX веков, трофеи русско-турецких войн, образцы пушек и другое.
После революции 1917 года его стали называть Центральным военно-морским музеем. На протяжении многих лет его коллекция расширялась, в основном за счёт экспонатов по истории русского флота. С 1939 года экспозиция музея переехала в здание бывшей Биржи. Но развернуть по-настоящему свою работу он смог только после возвращения из эвакуации в 1946 году.
Сегодня музей носит имя императора Петра Великого и располагается в здании Крюковских (Морских) казарм на площади Труда. В музее 20 залов, где представлено более 700 тысяч экспонатов. Среди них можно найти подлинные корабли, макеты судов, личные вещи знаменитых адмиралов, бесценные артефакты: документы, фотографии, карты и рисунки. Одним из интереснейших экспонатов революционного периода считается модель знаменитой подводной лодки «Пантера», которую спустили на воду в 1919 году.
В годы Великой Отечественной войны в морских боях на Балтике отличился крейсер «Киров» – первенец советского военного кораблестроения. Его модель тоже можно увидеть в музее. Здесь находятся и современные отечественные корабли, модели авианесущих крейсеров, атомных подводных лодок, ракетных катеров на воздушной подушке.
Центральный военно-морской музей не только бережно хранит и демонстрирует славные страницы морской истории России, но и служит важным образовательным и культурным центром, объединяющим исследователей и энтузиастов со всего мира.
Комментарии (0)