Палех: история и сказка в лаковой живописи

27 июля 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве России рассказывает о палехском художественном промысле.

Палех – небольшой посёлок в Ивановской области, который за многие века прославился лаковой живописью и иконописью.

2.jpg

Истоки палехского искусства начинаются в XV веке, когда село Палех стало центром иконописи. Творения местных мастеров украшали храмы и монастыри по всей России. Иконописцы славились своим мастерством в передаче духовной глубины и эмоциональной насыщенности, что превращало их работы в истинные шедевры.

Иконопись требовала огромного терпения и точности, ведь каждая деталь имела значение. Палехские мастера использовали сложные техники и богатую цветовую палитру, благодаря чему их работы выделялись особым блеском и тонкостью исполнения. Они отличались яркими красками и сусальным золотом, которое использовали преимущественно для изображений святых. Над иконой трудилось несколько мастеров: одни рисовали одежду или пейзажи, другие – лица и руки. Палехские иконописцы расписывали также церкви и храмы чудесными фресками.

159.JPG Y32xN5bWBgk.jpg

После революции 1917 года спрос на иконы существенно снизился. Мастера оказались без работы, стали думать, что им делать дальше, и объединились в артель, которая положила начало новой традиции – лаковой миниатюре.

Лаковые миниатюры, созданные из папье-маше, покрытые множеством слоёв лака и расписываемые мелкими кистями, стали подлинной жемчужиной палехского искусства. Тематика росписи была разнообразной: от сказочных сюжетов до фольклорных и бытовых сцен. В этих работах были сохранены и развиты традиционные иконописные приёмы, что позволило новому искусству обрести собственное лицо, сохраняя связь с историческими корнями. Живопись выполнялась темперными красками на чёрном лаковом фоне. Рисунок отличался выразительным силуэтом, чётко и тонко прописанными деталями, применялась штриховка золотыми линиями.

1.jpg

Сегодня традиции палехского искусства продолжаются. В посёлке работают Музей лаковой миниатюры, многочисленные мастерские и учебные заведения, где новые поколения художников изучают и продолжают традиции своих предков. Они экспериментируют с новыми технологиями и сюжетами, но неизменными остаются традиции древнерусской живописи. Пишут мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную вещь. Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы со всего мира.

Lc79uTKF_O4.jpg

Палех не просто географическое место, это символ русского искусства и культуры. Сохраняя и развивая традиции иконописи и лаковой миниатюры, мастера вносят неоценимый вклад в мировое культурное наследие. Их работы остаются живым свидетельством великого прошлого, принося красоту и духовное богатство в современный мир.


Источники текста и фото:
Дубровский Г. Палехские традиции / Г. Дубровский //
Эскиз. – 2024. – № 6. – С. 10–15 : цв. ил.
Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов. – Москва : Белый Город,
2003. – 48 с. : цв. ил. – (История России). – 5-7793-0453-X.

Комментарии (0)

Добавить комментарий