Читающая мама Юлия Шуктомова: «Лучший метод по «расчитке» – личный пример»

31 июля 2024

В каждой семье свои традиции. В многодетной семье педагогов из села Ыб Сыктывдинского района одна из главных традиций связана с чтением. В семье растут шестеро детей, и внимание родителей Юлии и Константина принесло свои плоды: в этом году старшая дочь Полина закончила Гимназию искусств с золотой медалью. Как формировался интерес детей к чтению, на какой литературе они росли и растут, Маршаковке рассказала мама шестерых книгочеев Юлия Шуктомова.

5OBW6VwABdM_1.jpg

Семья Шуктомовых

– В каком возрасте вы с мужем начали приобщать детей к чтению? Есть ли у вас свои секреты по «расчитке» ребёнка?

– Я бы назвала себя «ленивой матерью»: я не применяю никаких специальных методик, секретов и т.д. Считаю, что лучший метод по «расчитке» – это свой пример. Чтение – моя отдушина, и, вероятно, образ читающей мамы перед глазами периодически возникал у детей. Дети же подражают, известный факт, и от родителей зависит, чему будут подражать дети – курению, играм на компьютере или чтению книжек. У меня в детстве, например, перед глазами всегда был читающий дед.

– Какие книги любимые у ваших детей? Совпадает ли их выбор с вашим детским?

– Девятилетняя Анисья, например, активно читает Драгунского: учится понимать юмор. У нас есть много книг Бориса Ганаго – это больше для духовного воспитания. Вообще, детских книг у нас достаточно много, да и библиотека в Ыбе богатая. Но я не навязываю ничего: например, Есения (ей 10 лет) читать не любит, ну и Бог с ней: читает по программе, а «лишним» голову не забивает. Прессовать буду, это только неприятие будет вызывать. Анисии, наоборот, телефон неинтересен, никакой зависимости от него нет, ей интереснее с книжками.

У нашей старшей дочери Полины в детстве было прозвище «книжный червь»: она читала всегда и везде. По этому поводу я даже писала эссе на какой-то конкурс. Она выросла думающей, размышляющей, анализирующей, имеющей на всё свое мнение, это не всегда хорошо, и ей было очень трудно в последние два года в это плане. Сейчас она уже читает Кафку, Оруэлла, современную литературу.

G8c8YpTUW7E.jpg

Книгочеи Анисья и Полина

Q1dFmcQdGxY.jpg

Есения Шуктомова

Что вы, взрослые, предпочитаете читать, если выпадает свободное время?

– В последние года четыре я читаю современную литературу: Гузель Яхину, Захара Прилепина, Фредерика Бакмана, Наталью Нестерову. Очень зашли романы Евгения Водолазкина, особенно «Лавр». Поэзия современная тоже – иногда прямо в сердце, хочется сразу с кем-то обсудить, осмыслить поглубже, в такие моменты жалею, что не в школе работаю, так бы хоть детям рассказала, разобрала с ними.

Этой весной что-то очень захотелось Достоевского - ну и перечитала, вдумчиво, не спеша, кое-что из пятикнижия его. Достоевский, конечно – это Евангелие в чистом виде, без примесей, хоть вместо Библии периодически доставай и читай.

tQZEjskcNlA.jpg

Читающие родители Константин и Юлия Шуктомовы

– Что в вашей семье побеждает: гаджет или книга? Реально ли ограничить детей от гаджетов?

– У кого что, тут мне особо похвастаться нечем: я не сумела уберечь детей от гаджетов, но, по крайней мере, у старших и у Анисии интерес к чтению сформировался-таки. Ну, и малыши (шестилетние Федя и Марьяша) с удовольствием слушают книжки, у них гаджетов пока нет. Но я считаю, что гаджет – это не зло, если заставить его работать на себя, пользоваться им с пользой, а не во вред.

Я нашла свое давнее эссе о чтении в нашей семье и делюсь им с вами.

… Традиции совместного чтения вошли в нашу семью с рождением первой дочери Полины. Это был 2006 год – год, когда родители закончили университет, и когда папа начал работать в школе. А поскольку работал он учителем биологии, и каждый вечер ему нужно было готовиться к урокам, то настольными книгами стали учебники по той самой биологии. И вот, долгими зимними вечерами, а также осенними и весенними, папа читал любимой доченьке про фотосинтез и клеточный цикл, про митоз и про мейоз, про инфузорию туфельку и про белок. С младых ногтей его чадо познавало сию интереснейшую науку, и, несомненно, в полгода уже знало, чем отличается РНК от ДНК (вот только сказать она не могла, так как говорить ещё не умела). С рождением второй дочки эта замечательная традиция не ушла, а, напротив, усложнилась еще и учебниками географии – дети постигали уже две науки вместо одной. И только ближе к третьему году работы папы в школе, когда уроки уже были наработаны, учебники постепенно сменились на «Айболита», «Тараканище», «Федорино горе», сказки Сутеева и т.д. Папа приобщал девочек к детской поэзии и прозе, но те отчаянно сопротивлялись, и стоило папе отвернуться, как учебники биологии снова шли в ход – картинки в них живописно закрашивались красным или синим карандашом, наиболее интересные параграфы безжалостно выдирались, а любопытные иллюстрации, например, скелет человека, долго и кропотливо изучались. К чему это привело? Начиная со второго класса, старшие дочки Полина и Милена пишут исследовательские работы по биологии и экологии и неизменно каждый год занимают различные места на районных и республиканских конференциях. Кроме того, чтение всецело увлекло Полину, стало ее главным увлечением. Причем читать она может всё, что угодно, лишь бы были буквы (так, в детстве, с ней невозможно было выехать в город – она шла по улице и читала все названия магазинов, вывески и объявления, наружную рекламу, поэтому 10-минутная ходьба с одного торгового центра до другого оборачивалась настоящей пыткой для ее родителей). Везде, где обитает Полина, обитают ее книги. При смене постельного белья мама каждый раз выгребает со второго этажа двухъярусной кровати целую библиотеку – до 8-10 книг за раз. Недаром дома Полину все называют «книжный червь». Доходит до смешного - с началом каникул бабушка дает Полине наказ: «Чтоб НИ ОДНОЙ книги за каникулы не прочитала!!!» (Дело в том, что это увлечение сказалось на её зрении).

WANs1F9YM5E.jpg

Полина, Милена, Фёдор, Марьяна, Анисья и Есения Шуктомовы

Между тем, дети подрастали, учились читать сами, и семейное чтение всё чаще сменялось на самостоятельное прочтение тех или иных книг. Рождались следующие малыши, и, как дети мамы-филолога, с первых месяцев проявляли небывалый интерес к книжкам, газетам и журналам. Наученный горьким опытом, наш папа предусмотрительно прятал свои книжки по подвалам и гаражам, а самые необходимые держал на антресолях. Папа старался, читал по ролям, читал во сне, читал на ходу, читал в туалете, читал в бане, читал в машине, читал сказки, читал про Мумми-Тролля и Снусмумрика, читал «Илиаду и Одиссею», читал Библию и Махабхарату, читал, читал, читал….

И тут, спустя ещё несколько лет, когда в семье уже ждали появления двойняшек, в процесс решила вступить мама! А почему бы не создать прекрасную традицию совместного чтения? – подумала она (глупая мама, она до сих пор не поняла, что это самая традиционнейшая традиция из всех). Мама выбрала замечательные книги – трилогию Шалвы Амонашвили «Легенда о камне», «Саломея. Воин света» и «Воин света. Тысячу лет спустя». И одним прекрасным вечером сама начала читать вслух. Надо отдать ей должное – она прочитала целых 5 страниц печатного текста! Когда язык мамы начал заплетаться, эстафету подхватили старшие дочки. Книга была интересной, поэтому читали с удовольствием. Этот вечер был первым и последним: дальше эту замечательную книгу дочитывал каждый сам. «Ну, нет возможности в большой семье собраться всем в определённое время, подумала мама, – видно, не пришло ещё время для таких важных и нужных традиций». Тем временем в другой комнате, укладывая спать «всю королевскую рать», папа читал очередной абзац «Илиады», или очередной параграф из учебника биологии за 10 класс, или сказку «Мальчик-с-пальчик»…

Фото из личного архива семьи Шуктомовых

Комментарии (0)

Добавить комментарий