Юрий Богачёв: «Рисовать нужно современно»

19 сентября 2024

С 23 по 26 сентября в Республике Коми во второй раз пройдёт литературно-музыкальный фестиваль в Сыктывкаре «Зарни кыв» (Золотое слово)*. В 2024 году его площадками станут различные учреждения культуры Сыктывкара, Выльгорта и Корткероса. Организаторами фестиваля, как и два года назад, выступают Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака при поддержке регионального Министерства культуры и архивного дела и Российский фонд культуры.

Yuriy_Bogachyov_foto_iz_lichnogo_arkhiva_khudozhnika.jpg

Одним из участников фестиваля стал художник-иллюстратор, член Союза художников России Юрий Богачёв. В преддверии фестиваля он дал Маршаковке интервью.

– Юрий Николаевич, почему Вы выбрали профессию художника-иллюстратора?

Рисовал я с тех пор, как себя помню. В детском саду – хвалили, в школе – давали грамоты, в пионерском лагере вместо тихого часа усаживали рисовать стенгазеты на конкурс «за честь отряда», четыре года ходил в изостудию.

Родители мои к искусству отношения не имели – дети войны, горожане в первом поколении, производственники в серьёзной промышленности. И я очень им благодарен за то, что они неожиданно поддержали меня в желании после восьмого класса поступать в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Конкурс тогда, в 1971 году, был очень высокий, а я возьми, да и поступи.

На живописном отделении на дипломе мы писали картины на холсте маслом. Но я уже тогда осознал, что люблю небольшой формат, рисование графическими техниками и работу с литературным текстом. То есть хочу заниматься иллюстрацией.

Поэтому уже после армии поступил в Московский полиграфический институт на факультет книжной графики, где учился у выдающихся иллюстраторов и живописцев М.П. Митурича, Д.С. Бисти, А.В. Васнецова, В.Ф. Лактионова.

– Когда и как после получения образования Вы начали сотрудничать с издательствами и какими? Это была случайность или сознательный выбор?

­­– Первые три книги я сделал ещё на третьем-четвёртом курсах института для Красноярского книжного издательства по рекомендации моего друга-однокурсника. Обменивались рукописями и картинками по почте (не электронной) заказными бандеролями. Это были издания небольшого формата с чёрно-белыми рисунками пером: сборник рассказов сибирских писателей «Деревянный всадник», роман Н. Смирнова «Государство солнца», книга классика сербско хорватской литературы Бронислава Нушича.

Затем, сразу после дипломной практики в издательстве «Молодая гвардия», мне предложили оформление сборника рассказов китайских писателей «Встреча в Ланчжоу».
В 1989-1990 гг. я нарисовал несколько диафильмов для студии «Диафильм» Госкино СССР. Но вскоре появилось видео, студия закрылась, а диафильм как форма ушёл в историю.

Примерно тогда же по совету друзей я пришёл знакомиться в издательство «Малыш». Прежде чем мне доверили иллюстрировать настоящую цветную книжку большого формата, я три года писал для них шрифты в чужие обложки.

Ну, а позже были издательства «Центр детской книги», «Москвоведение», «Московские учебники», «Прометей», «Лазурь», «Лазаревское», «Махаон», «Азбука-Аттикус», «Нигма», «АСТ-Малыш».

Всего я проиллюстрировал более семидесяти книг исторической, учебной, батальной, приключенческой литературы. Это немного: я работаю медленно.

– Есть ли у Вас любимые издательства и авторы?

Самые любимые издания проиллюстрированы в сериях «Мировая классика для детей», «Классная классика» (издательство «Махаон») и «Страна приключений» (издательство «Нигма»).

Это «Слово о полку Игореве», «Дон Кихот» Сервантеса, «Борьба за огонь» Ж. Рони Старшего, «Поллианна выросла» Э. Портер, «Кукша из Домовичей» Ю. Вронского, несколько романов Майн Рида – «Всадник без головы», Белый вождь», «Оцеола, вождь семинолов», «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера.

За два предыдущих года в «Малыше» я нарисовал «Робинзона Крузо» Д. Дефо, сборник рассказов О. Генри «Вождь краснокожих», стихи и повести Константина Симонова. А сейчас с упоением работаю над «Островом сокровищ» Р.Л. Стивенсона.

– Легче иллюстрировать классику или современные произведения?

– Если иллюстрировать хорошо, то сложно вообще всё.

Классику я очень люблю. Погрузиться в иную историческую эпоху, изучить костюм, архитектуру, мебель, оружие, материальную культуру, почувствовать и изобразительно передать атмосферу времени – чрезвычайно интересно. Но я не пытаюсь имитировать стилистику художников соответствующего века. Считаю ошибкой прикидываться «старым мастером». Рисовать нужно современно, на близком нынешнему зрителю пластическом языке, но «про старину».

В работе с живущими ныне писателями есть свои сложности. Некоторые доверяют художнику, или даже ждут от него неожиданных интерпретаций. Но иногда автор абсолютно точно сам знает, что и как должно выглядеть, и пытается на художника влиять и давить, – использовать только его умелые руки, а не воображение. Дважды мне пришлось по этой причине сотрудничество прервать. К счастью, такие примеры редки.

– В какой технике Вы любите работать больше?

Люблю смешивать техники. Акварель с тушью, линерами или с цветными карандашами. Тиля Уленшпигеля я рисовал чёрными, серыми и белыми карандашами, добавляя локальные заливки чёрной краской.

Прямо сейчас я рисую «Остров сокровищ» гуашью где-то по белой, а где-то по тонированной бумаге. Акварель для этого романа мне кажется недостаточно брутальной.
Характер литературы, язык, писательская манера подсказывают верный выбор материала. Да и повторять свои приёмы из книги в книгу не самый творческий путь.

– Как в 21 веке изменились изобразительные технологии, пользуетесь ли Вы достижениями IT в своей работе?

За компьютер я сел, как только их завезли в страну, во второй половине 1980-х. Без цифровых технологий сейчас ни издательское дело, ни полиграфия, ни графическое искусство существовать не могут.

Прежде всего, я как режиссёр должен уметь организовать всё книжное пространство в макете, выстроить общую сквозную композицию, от первой до четвёртой сторонки обложки. Я сам решаю, что и где будет расположено, какой конфигурации и размера. И здесь без владения программами вёрстки и редактирования изображений не обойтись.

В этом отличие «художника книги» от «иллюстратора», который работает в заданных редакцией рамках: нарисуй 16 штук 195 х 275 мм, а мы сами разместим.
Однако рисую я принципиально на бумаге карандашом и кистью. Компьютер же использую на стадии эскизов и встраивании их в макет, то есть гармоничного соединения картинок с текстом.

Сами оригиналы исполняю руками, «как при бабушке». Затем, на финальной стадии, опять сажусь за компьютер: сканирую готовую иллюстрацию, вношу, если требуется, цветовые или пластические коррективы и завёрстываю её в нужное место.
Полностью цифровое иллюстрирование я принимаю как новую реальность, но сам хочу оставаться в числе хранителей рукотворного ремесла. К тому же, в цифре есть только файл, но отсутствует оригинал, который можно повертеть в руках, вдохнуть аромат бумаги и повесить на выставку.

– Какие книги были любимыми в детстве, что любите читать сейчас?

– К огромному счастью, в детстве любил читать то, что сейчас доводится иной раз самому иллюстрировать: Даниэль Дефо, Томас Майн Рид, Гюстав Эмар, Роберт Стивенсон, О. Генри, Владимир Обручев. А ещё, конечно, Вальтер Скотт, Марк Твен, Джеймс Фенимор Купер, Джек Лондон.

Когда подрос, стал больше читать наших писателей: Н. Гоголь, А. Куприн, И. Гончаров, Н. Лесков, А. Чехов, В. Гаршин, М. Шолохов, М. Булгаков, М. Зощенко, А. Платонов. Из зарубежных: Рабле, Монтень, Гюго, Гофман, Ремарк, Фитцджеральд.

Из новых европейцев люблю Патрика Зюскинда, швейцарку Аготу Кристоф – потрясающая трилогия «Толстая тетрадь» и, разумеется, скандинавский детектив.

Прямо сейчас во всякое свободное время с любого места читаю толстенный том «А.С. Пушкин. Документы к биографии».

Но ничто не может сравниться с «Евгением Онегиным», «Маленькими трагедиями» и «Выстрелом».

– Победит ли гаджет книгу, на Ваш взгляд, и не станут ли читающие дети «исчезающим видом»?

– Какое-то время гаджеты и бумажная книга будут сосуществовать. Но с ползучим смещением в пользу электроники. Книга останется, несомненно, в детском сегменте, в учебном, подарочном, искусствоведческом, мемориальном, корпоративно-имиджевом. Тиражи будут невелики, издания – дороги. Массовую же беллетристику, деловую, научно-популярную, познавательную литературу всё больше люди будут читать с экранов.
Гневаться и сокрушаться тут нечему.

Неоспоримые достоинства устройств состоят в возможности выйти за пределы текста, навести справку в интернете, найти нужное, масштабировать изображение, придать удобный вид содержанию, активно с ним взаимодействовать.

А вот детскую иллюстрированную книгу читатель будет продолжать покупать домой в привычной форме – с глянцевым переплётом, корешком, шуршащими страницами и цветными картинками. Книга, как личная вещь, как предмет интерьера, как произведение искусства, будут с нами ещё очень долго. Всегда.
Читающие дети никуда не исчезнут. Более того, они и сейчас читают круглые сутки. Вопрос в том, что и кого они читают? – а читают они друг друга, переписку в мессенджерах, посты в соцсетях, кумиров-блогеров. И чтобы интерес к большой литературе окреп и стал модным, нужны примеры уважаемых популярных в обществе людей.

Главная роль здесь принадлежит семье, школе, библиотекам.

– Что Вы ждёте от встреч с читателями Республики Коми?

– Волнуюсь. В Республику Коми еду впервые. Очень хочу познакомиться с культурой, историей, природой этой земли, насколько позволит время.

От встреч с читателями ожидаю искреннего взаимного интереса, вопросов, ответов, увлекательных бесед о любимых книгах, писателях, об особенностях и секретах работы художника-иллюстратора. Всё что знаю, расскажу с удовольствием. А чего не знаю – расспрошу у вас.

Надеюсь, нам вместе не будет скучно. Жду с нетерпением!


Комментарии (0)

Добавить комментарий