Наталья Августинович: «Фестиваль «Зарни кыв» имеет значение большого народного праздника»

23 сентября 2024

С 23 по 26 сентября в Республике Коми во второй раз пройдёт литературно-музыкальный фестиваль в Сыктывкаре «Зарни кыв» (Золотое слово)*. В 2024 году его площадками станут различные учреждения культуры Сыктывкара, Выльгорта и Корткероса. Организаторами фестиваля, как и два года назад, выступают Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака при поддержке регионального Министерства культуры и архивного дела и Российский фонд культуры.

Одной из участниц фестиваля стала искусствовед, член Московского союза художников России, куратор выставки шелкографий к поэме Гоголя «Мёртвые души» Сергея Алимова Наталья Августинович. Накануне открытия фестиваля она дала Маршаковке интервью.

122_(3).jpg

– Наталья Михайловна, какова география выставки, которую, наконец, увидят в Республике Коми?

– Выставка, которую мы привезём в Сыктывкар, имеет довольно большую биографию. Кроме того, что она несколько раз была показана в Москве, за последние пять лет она объездила полстраны. Она была и в Минеральных Водах, и в Ульяновске, и в Ижевске, в Саратове, Сарапуле, Калининграде, побывала и в столице Белоруссии. Это огромная география для нескольких лет, что мы работаем с Российским фондом культуры. Но главное – значение этой выставки: она отвечает лозунгу фонда, который принадлежит Сергею Михалкову – «Сегодня дети, завтра – народ».

O6qgZQ5xxSI.jpg

– Как создавалась сюита шелкографий Сергея Алимова к «Мёртвым душам» Гоголя?

– Русская литература, особенно Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков (всего Сергей Александрович проиллюстрировал более 85 книг) – занимала основное место в его творчестве. И «Мёртвые души», как и «Мастер и Маргарита», прошли через все годы его жизни. В 1982 году в издательстве «Правда» ему была заказана книга «Мёртвые души», к которой он сделал двадцать карандашных рисунков. Я считаю, что это одна из самых уникальных книг, которые были выпущены в эти годы. Но эти рисунки не удовлетворяли Сергея Александровича по яркости и глубине выразительности. И долгие годы он пытался создавать их в разных техниках. Он попробовал сначала литографию, но ему тоже показалось это недостаточно выразительным. И только вспомнив о старой технике шелкографии, сделав первые пробы, он понял, что это как раз то, к чему он стремился. Острота аллегории Гоголя должна соответствовать остроте художественного языка. И это получилось. Он создал ещё двадцать работ, таким образом сейчас существуют сорок работ к «Мёртвым душам». Как только он их сделал, уникальное питерское издательство «Вита Нова», увидев его работы, решило издать книгу. Теперь она стала библиографической редкостью.

– В век «синих тракторов» и «свинок Пеп» как сохранить настоящее?

– Цель всех наших фестивалей, поездок по стране – это прежде всего показать подрастающему поколению подлинное искусство, будь то литература, живопись, графика, музыка, прикладные науки. Во всех абсолютно ипостасях искусства, которое мы создаём для детей, мы показываем, какие высоты нужно достигать и подниматься до высокого уровня людей и работ, которые мы привозим на эти фестивали. Мы привозим образцы высокого искусства, которые должны стать для детей критерием.

Вот именно век «синих тракторов» и совершенно невообразимых большеглазых барышень – кича и уродства, которое заполнило наши экраны, книжные прилавки, нечто розовое и сопливое, которое лежит на полках горами, мешает детям воспринимать подлинные вещи. Для того, чтобы понимать искусство, надо учиться, стараться, работать. Всегда задача стояла – поднять уровень человека, его понимания, образования, культуры – а не опустить. Именно такая задача – поднять до подлинного – была заложена в основе нашей мультипликации, советской и постсоветской, в ней есть корни и основа искусства. Такая задача стоит и перед нашими фестивалями.

Как мы можем побороть этот шквал, который сыпется на наших детей? Я считаю, что каждый должен делать это по мере своих возможностей. Вот фестиваль «Зарни кыв» имеет значение большого народного праздника и охватывает огромное количество детей и взрослых. Это то, чем мы можем послужить нашей родине, нашей культуре.

– Победит ли гаджет книгу, на Ваш взгляд, и как продлить ей жизнь?

– Невозможно говорить о запрете современных технологий. Всем известно, что великие изобретатели гаджетов как раз своим детям запрещали сидеть в интернете. Книгу победить легко, но всё в наших руках. Если каждый из нас своему ребёнку вечером будет читать книгу, листать её – о птицах, животном мире, искусстве, о чём угодно – всё будет хорошо. Родители – лучший пример для детей, они сами должны понять, что без книги невозможно вырастить человека, которому жить в будущем. Поэтому слова Михалкова «Сегодня дети, завтра народ» я считаю пророческими.


Комментарии (0)

Добавить комментарий