Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о народном художественном промысле чернения по серебру.
Великоустюжское чернение по серебру, также известное как великоустюжская чернь, – уникальное художественное направление декоративно-прикладного искусства, ставшее визитной карточкой северного русского города Великий Устюг. История этого ремесла уходит корнями в далёкое прошлое. Развитию промысла способствовало удобное расположение города на пересечении торговых и транспортных путей, а также открытие серебряных месторождений на реке Цильме, недалеко от Великого Устюга.
Искусство украшения серебряных и золотых изделий узорами и рисунками чернью было известно с глубокой древности, ещё с времён Киевской Руси. Однако в Великом Устюге оно получило особое развитие. Уже к XVII веку местные мастера достигли значительных высот в мастерстве чернения, что сделало их изделия известными далеко за пределами региона. В середине XVIII века мастера ездили для обучения и совершенствования в своём деле в Москву. Одна из самых ранних известных работ – посох епископа Варлаама. Надпись чернью сообщает: «Посох этот два с лишним века назад сделал и украсил устюжанин Михаил Климшин».
![]() |
![]() |
Процесс создания великоустюжской черни включает несколько сложных этапов. Основой служат изделия из серебра, на которые наносятся углублённые рисунки. Эти рисунки заполняются черневой смесью. Великоустюжская чернь славилась глубоким чёрным цветом с лёгким синеватым оттенком. В старину мастера хранили секрет приготовления черни. Чтобы её приготовить, порой требовался не один месяц.
Чернь – это особый состав из серебра, свинца, меди, серы. Сначала художник резцом или иглой наносит рисунок на поверхность изделия. Потом покрывает его чернью. Те места, где чернить не надо, обмазывают глиной. И вот изделие отправляется в печь. Чернь расплавляется и заполняет все углубления. После запекания изделие полируют, в результате чего на поверхности остаётся блестящий серебряный рельефный рисунок, контрастирующий с матовым чёрным фоном.
После очистки и полировки получаются чудесные картины на шкатулках и ларцах, столовых приборах и ювелирных украшениях. Чёрные и чёткие рисунки на фоне светлого, мерцающего серебра или золота – словно волшебные узоры Деда Мороза на замёрзшем стекле.
Великоустюжская чернь завоевала популярность благодаря изящности и утончённости своих орнаментов, которые включают сложные растительные узоры, сцены из русских народных сказок и мифологии. На различных коробочках, серебряных стаканчиках и подносах, флаконах для духов можно увидеть сценки охоты, корабли под парусами, виды городов и даже портреты знаменитых героев. Работа эта очень точная и кропотливая, поскольку каждый элемент орнамента наносится вручную.
![]() |
![]() |
В XIX веке интерес к искусству чернения несколько снизился. Однако в начале XX века великие устюжские мастера смогли возродить древнее искусство, обратившись к традиционным мотивам и техникам. Советский период принёс второе дыхание великоустюжской черни. В 1930-е годы в Великом Устюге была основана артель по производству изделий с чернью, которая впоследствии превратилась в производственное объединение «Северная чернь». Изделия, произведённые на этом предприятии, стали экспортироваться в различные страны мира, получая многочисленные награды на международных выставках.
Сегодня великоустюжская чернь – это не только часть культурного наследия, но и активно развивающееся ремесло. Великий Устюг продолжает быть центром этого уникального вида искусства, привлекая туристов со всего мира, желающих ознакомиться с древними традициями русского ювелирного дела.
Комментарии (0)