Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о народном художественном промысле чернения по серебру.
Великоустюжское чернение по серебру, также известное как великоустюжская чернь, – уникальное художественное направление декоративно-прикладного искусства, ставшее визитной карточкой северного русского города Великий Устюг. История этого ремесла уходит корнями в далёкое прошлое. Развитию промысла способствовало удобное расположение города на пересечении торговых и транспортных путей, а также открытие серебряных месторождений на реке Цильме, недалеко от Великого Устюга.
Искусство украшения серебряных и золотых изделий узорами и рисунками чернью было известно с глубокой древности, ещё с времён Киевской Руси. Однако в Великом Устюге оно получило особое развитие. Уже к XVII веку местные мастера достигли значительных высот в мастерстве чернения, что сделало их изделия известными далеко за пределами региона. В середине XVIII века мастера ездили для обучения и совершенствования в своём деле в Москву. Одна из самых ранних известных работ – посох епископа Варлаама. Надпись чернью сообщает: «Посох этот два с лишним века назад сделал и украсил устюжанин Михаил Климшин».
Процесс создания великоустюжской черни включает несколько сложных этапов. Основой служат изделия из серебра, на которые наносятся углублённые рисунки. Эти рисунки заполняются черневой смесью. Великоустюжская чернь славилась глубоким чёрным цветом с лёгким синеватым оттенком. В старину мастера хранили секрет приготовления черни. Чтобы её приготовить, порой требовался не один месяц.
Чернь – это особый состав из серебра, свинца, меди, серы. Сначала художник резцом или иглой наносит рисунок на поверхность изделия. Потом покрывает его чернью. Те места, где чернить не надо, обмазывают глиной. И вот изделие отправляется в печь. Чернь расплавляется и заполняет все углубления. После запекания изделие полируют, в результате чего на поверхности остаётся блестящий серебряный рельефный рисунок, контрастирующий с матовым чёрным фоном.
После очистки и полировки получаются чудесные картины на шкатулках и ларцах, столовых приборах и ювелирных украшениях. Чёрные и чёткие рисунки на фоне светлого, мерцающего серебра или золота – словно волшебные узоры Деда Мороза на замёрзшем стекле.
Великоустюжская чернь завоевала популярность благодаря изящности и утончённости своих орнаментов, которые включают сложные растительные узоры, сцены из русских народных сказок и мифологии. На различных коробочках, серебряных стаканчиках и подносах, флаконах для духов можно увидеть сценки охоты, корабли под парусами, виды городов и даже портреты знаменитых героев. Работа эта очень точная и кропотливая, поскольку каждый элемент орнамента наносится вручную.
В XIX веке интерес к искусству чернения несколько снизился. Однако в начале XX века великие устюжские мастера смогли возродить древнее искусство, обратившись к традиционным мотивам и техникам. Советский период принёс второе дыхание великоустюжской черни. В 1930-е годы в Великом Устюге была основана артель по производству изделий с чернью, которая впоследствии превратилась в производственное объединение «Северная чернь». Изделия, произведённые на этом предприятии, стали экспортироваться в различные страны мира, получая многочисленные награды на международных выставках.
Сегодня великоустюжская чернь – это не только часть культурного наследия, но и активно развивающееся ремесло. Великий Устюг продолжает быть центром этого уникального вида искусства, привлекая туристов со всего мира, желающих ознакомиться с древними традициями русского ювелирного дела.
Комментарии (0)