Наследница родового таланта: к 140-летию со дня рождения великой художницы Зинаиды Серебряковой

9 декабря 2024

Зинаиду Евгеньевну Серебрякову считают одной из самых выдающихся русских художниц ХХ века. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака расскажет о её творческой биографии.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в имении своих родителей Нескучное, которое находилось вблизи Харькова. Вся её семья так или иначе была связана с искусством. Дед, Николай Леонтьевич Бенуа, был известным архитектором в Санкт-Петербурге. Отец, Евгений Александрович Лансере, профессионально занимался скульптурой, а мать, Екатерина Николаевна Бенуа, училась в Петербургской Академии художеств и прекрасно владела техникой акварели. Под большим влиянием своего окружения, Зинаида с ранних лет увлеклась живописью. Она хорошо рисовала, старательно училась в Коломенской женской гимназии, где её больше всего увлекали уроки живописи. Окончив гимназию, девочка отлично знала, чем хочет заниматься в жизни. Зинаида записалась в частную художественную школу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, но проучилась там всего месяц. Мать, опасаясь за здоровье детей, увезла их на юг Италии. Там Зина увлечённо писала акварели и с интересом изучала древние памятники римской архитектуры.

После возвращения в Россию в 1903 году, она вновь начала учиться живописи в мастерской художника Осипа Браза. На каникулах отдыхала в Нескучном, где много времени проводила с Борисом Серебряковым. В 1905 году Зинаида вышла замуж, и их семья поселилась в усадьбе Нескучное. Там художница начала создавать свои первые картины. Одна из работ того времени стала не просто отдушиной для обременённой домашними хлопотами хозяйки, а настоящим произведением искусства, заявившим художественному миру России о новом самобытном мастере кисти.

1.jpg

На картине «За туалетом. Автопортрет» (1909) представлено отражение в зеркале молодой женщины. Она, стоя перед туалетным столиком и немного повернув голову, расчёсывает свои длинные тёмно-каштановые волосы. Карие глаза героини смотрят прямо на зрителя.

На первом плане перед самым зеркалом автор изобразил своеобразный натюрморт, состоявший из флаконов духов, бус, спиц, салфеток и других женских вещиц. Это достаточно реалистичный автопортрет, написанный в серебристо-светлой гамме. Продемонстрированное на VII выставке Союза русских художников в Петербурге полотно получило всеобщее призвание. Известный мастер живописи Валентин Александрович Серов сказал: «Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь». Картина была куплена Третьяковской галереей.

Однако Зинаида Евгеньевна всегда испытывала неудовлетворение от собственных работ. Продолжая жить в Нескучном, художница преимущественно писала портреты своей семьи, а также небольшие пейзажи.

21.JPG

На картине «Вид из окна. Нескучное» (1910) сквозь прозрачные стёкла окна открывается вид на небольшой палисадник, пастбище и холмистое поле за забором. На освещённой тусклым солнцем траве пасётся корова, рядом с ней стоит задумчивый пастух. От голых веток садовых деревьев по всему палисаднику протянулись тонкие тени. Контраст холодного светло-сиреневого окна и тёплой бледно-жёлтой травы передаёт тонкую лиричную нежность автора по отношению к любимым местам и родному дому.

Первые серьёзные произведения Серебряковой оказались вполне удачными и вселили в своего творца скромную надежду на успех. В её работах чувствуются традиции русской реальности, а картины пронизаны светом, теплом и искренностью. Художница вдохновлялась простыми радостями жизни, природой и близкими. Такие работы, как «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917), стали олицетворением красоты повседневного труда. Но сама Зинаида Евгеньевна считала себя в первую очередь мастером детского портрета. Именно образы детей у неё выходили наиболее живыми, эмоционально непосредственными и были выполнены с большой любовью.

3.jpg

В картине «За завтраком» (1914) художница представила своих сыновей и старшую дочь, намеревающихся поесть. Название картина получила в Государственной Третьяковской галерее, автор назвала её «За обедом». То есть на самом деле ребята собираются обедать, а не завтракать. Женя, сжимающий в руках стакан с напитком, Шура, сидящий к зрителям спиной и обернувшийся, и Таня с большими внимательными карими глазами сидят за столом и ждут, когда бабушка (её рука видна над головой девочки) закончит подавать первое блюдо. Кажущаяся спонтанность происходящих в сюжете событий и детская непосредственность героев придают произведению искренность и живость. В центре картины представлен нехитрый, но искусно выполненный натюрморт с обеденными тарелками, чашками, супницей, кувшином и другими столовыми предметами. Словно случайно запечатлённая обыденность семейной жизни на самом деле является чётким и продуманным сюжетом, главное же в нём – забота и любовь в семье.

Жизнь Зинаиды Евгеньевны Серебряковой была полна личных испытаний. После революции 1917 года и последовавших за ней событий семья оказалась в бедственном положении. В 1924 году она приняла решение уехать во Францию. Серебрякова собиралась туда лишь на короткий срок, но судьба распорядилась иначе. Зинаида Евгеньевна и представить не могла, что расстаётся со своей матерью навсегда и что с двумя из своих детей сможет увидеться лишь через долгие десятилетия. Несмотря на трудности эмиграции, Зинаида Евгеньевна продолжала работать, создавая портреты, пейзажи и жанровые сцены. Её работы были высоко оценены ценителями искусства. Тем не менее, на Родине о ней надолго забыли, и только в 1960-е годы творчество художницы стало вновь популярным в СССР благодаря нескольким выставкам.

4.jpg

Работы Зинаиды Серебряковой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях России. В своих произведениях она сумела передать удивительное сочетание традиционности и новаторства. Её богатое наследие до сих пор вдохновляет новые поколения художников и любителей искусства.


Источник текста и фото:
Королёва С. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1884–1967 / [автор текста С. Королёва]. – Москва: Директ-Медиа, 2011. ­– 48 с. : ил. – (Великие художники ; т. 79). – 978-5-7475-0083-9.

Комментарии (0)

Добавить комментарий