Карл Павлович Брюллов – выдающийся русский живописец, вошедший в историю отечественной культуры как блистательный представитель «золотого века». Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о его творческой биографии.
Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных художников. Его отец, Павел Иванович Брюллов, был академиком Петербургской академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры. Карл рос очень болезненным мальчиком, но, несмотря на это, отец рано начал прививать сыну навыки, необходимые для его будущей профессии. Ребёнок постоянно рисовал фигуры людей и животных.
Постепенно отец стал привлекать его как помощника, стремясь воспитать в нём трудолюбие и профессионализм. В 1809 году Карл, ещё не достигший десятилетнего возраста, был зачислен в Императорскую Академию художеств, где блистательно справлялся со всеми учебными заданиями.
Первым успехом молодого живописца стало исполнение программного рисунка «Гений искусства» (1817-1820). Создавая эту работу, он следовал строгим академическим требованиям, поэтому рисунок получил высокую оценку Академического совета. За двенадцать лет обучения в Академии художеств Брюллов был удостоен всех возможных наград и поощрений.
Завершив обучение в 1821 году с золотой медалью, Карл Брюллов отправляется в Италию для совершенствования мастерства. С самого начала своего пребывания в этой стране он увлёкся жанровой живописью, запечатлевая сюжеты из жизни простых итальянцев.
Именно здесь мастер создал свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Последний день Помпеи» (1830–1833). Тема картины взята из истории Римской империи. Помпеи – древний портовый город, располагавшийся у подножия Везувия. В результате сильнейшего извержения вулкана, вместе с соседним городом Геркуланумом он был засыпан пеплом и камнями, а также залит лавой. Чёрный пепел тёмной пеленой навис над гибнущим городом. Кроваво-красное зарево окрасило небосвод у самого горизонта. Острые молнии разрывают небо. В левой части картины на ступенях гробницы изображена группа молодых людей, на лицах которых нет страха, а только удивление и встревоженное ожидание. В правой части мастер показал художника, спасающего самое ценное, что у него есть в жизни, – краски и кисти. Душевные состояния и переживания героев чётко переданы через позы и жесты, а их образы представлены весьма выразительно. Это грандиозное полотно принесло Брюллову международное признание благодаря мастерству изображения драматизма и динамики катастрофы. Картина стала символом перехода от классического искусства к романтизму.
Ведущее место в творчестве Карла Брюллова принадлежит портрету. За свою жизнь он создал огромное количество произведений этого жанра живописи. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников с присущим ему темпераментом и живым интересом к индивидуальности модели.
«Всадница» (1832) – проникновенный портрет, главное место в котором принадлежит движению. Юная девушка изображена верхом на лошади. Она резко останавливает разгорячённого вороного коня, но сама остаётся невозмутимо спокойной. Стук копыт и задорный лай собаки, сопровождающей девушку на утренней прогулке, заставил выбежать на террасу маленькую девочку. Её образ более живо и блестяще передаёт непосредственность ребёнка. Эта работа демонстрирует утончённость и мастерство, с которым художник умел передавать лёгкость и элегантность женского образа.
Несколько декоративно написан «Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой» (1841). Княгиня изображена сидящей в кресле на террасе своего имения. В этом полотне, наполненном лиричными задушевными нотками, художник создал поэтичный образ своей героини. Несмотря на то, что женщина представлена в экзотичной роскошной обстановке: под её ногами лежит пушистая шкура ягуара, в руках она держит опахало из павлиньих перьев, а левую часть портрета занимают диковинные растения, – всё это сказочное великолепие не отвлекает внимание зрителей от самой модели. Её одухотворённый и несколько печальный образ доминирует над декоративным блеском окружения.
Кроме живописных полотен, Карл Павлович Брюллов оставил большое количество акварелей и рисунков, свидетельствующих о его чрезвычайной работоспособности и разнообразии интересов. Также он принял участие в создании живописного убранства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Этот крупный заказ позволил мастеру проявить себя в монументально-декоративной живописи. Вклад художника в русское искусство невозможно переоценить. Он был учителем и вдохновителем для многих молодых живописцев. Художественное наследие Карла Брюллова продолжает жить, восхищая и вдохновляя ценителей искусства по всему миру.
Комментарии (0)