Галина Уланова – одна из величайших балерин XX века, чьё имя стало синонимом высочайшего мастерства и исключительного таланта. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о её творческой биографии.
Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов. Её отец, Сергей Николаевич Уланов, был артистом балетной труппы Императорских Петербургских театров, а мама, Мария Фёдоровна Романова, – солисткой Мариинского театра, балериной и педагогом. Именно мама стала первым учителем для дочери и заложила в неё первые основы балета, что определило её будущее.
Галина Уланова начала заниматься в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где её педагогом стала Агриппина Яковлевна Ваганова – легендарная фигура в балетном образовании. Уже в годы учёбы девочка проявила необычайное упорство и талант, благодаря чему выделялась среди сверстников. В 1928 году на выпускном спектакле Галина Уланова танцевала Сильфиду из «Шопенианы» и фею Драже из балета «Щелкунчик». В этих постановках раскрылись её лирические стороны и поэтическая одухотворённость, она показала высокую культуру классического танца.
Её профессиональный дебют состоялся на сцене Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), куда юная танцовщица была принята после окончания училища. Она выступила в роли принцессы Флориды в «Спящей красавице» Петра Чайковского. Экзамен на балерину был выдержан. Через год Уланова исполнила партию Одетты–Одиллии в «Лебедином озере». Этот спектакль имел громадный успех. Балерине удалось углубить замечательный образ Лебедя, девушки-птицы, создать образ, проникнутый душевным благородством и высокой нравственной чистотой. Великолепная техника, драматизм и глубокое понимание роли принесли ей признание не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
В 1944 году Галина Уланова была переведена в Большой театр в Москве, где продолжала совершенствовать своё мастерство и поражать зрителей новыми партиями. Она станцевала много ролей, и среди этого многообразия следует особенно выделить образ Марии в «Бахчисарайском фонтане», который стал подлинным событием в жизни балетного театра. Премьера балета заставила заговорить о совершенно новом явлении в хореографии, об обновлении балетного искусства. Мировую славу ей принесли балеты «Жизель» и «Ромео и Джульетта». Эти партии она исполняла с такой эмоциональной выразительностью и техническим совершенством, что они навсегда вошли в золотой фонд мирового балета.
Галина Уланова – великолепная классическая балерина. Своим искусством она развивала принципы и традиции русской хореографической школы. Она не только была блистательной танцовщицей, но и внесла значительный вклад в развитие балетного искусства своим уникальным стилем и пониманием сценического образа. Её танцу свойственны чистота и строгость линий и форм, мягкость и пластичность, изящество и естественность жеста.
После завершения своей карьеры Галина Сергеевна продолжила работать в балетной сфере, передавая свой опыт новым поколениям танцовщиков. Она была педагогом и репетитором в Большом театре, воспитывая множество талантливых артистов. За свои достижения Галина Уланова получила множество наград и званий. Её карьера оказала огромное влияние на развитие балета, а имя навсегда останется в истории мирового искусства.
Комментарии (0)