Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает знакомить с информационным ресурсом «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки.
Главная цель рекомендательного ресурса для детей и взрослых – помощь специалистам по детскому чтению и библиотекарям в выборе детской литературы, издающейся на русском языке.
Раздел «Книги» включает в себя три рубрики: «Подробно о книге», «Тематические обзоры» и «Представляем регионы». В эти рубрики входят подрубрики: «Автор представляет», «Вернисаж», «Воспитываем личность», «Книга с историей», «Про стихи», «Рейтинги», «Своё мнение», «Читая страны», «Шпаргалка № 5», «Тихая книга», «Большая сказка».
Сегодня мы знакомим с историей создания книги Самуила Маршака «Пожар» из рубрики «Книга с историей» на сайте «Бибилогид».
«Пожар» – это идеальный случай бессмертия детской книги», – сказал художник-иллюстратор Лев Токмаков об издании знаменитого стихотворения Самуила Маршака с рисунками Владимира Конашевича. Самуил Яковлевич в автобиографической книге «В начале жизни» вспоминает о первом увиденном в детстве во дворе их воронежского дома пожаре, «окрасившим багровым заревом завешенное на ночь окно». «Должно быть, – писал Маршак, – это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню».
В 1923-м году была написана история в стихах про непослушную девочку Леночку, которая баловалась дома с огнём и устроила пожар. Произведение впервые было опубликовано в издательстве «Радуга» в том же году. Оформление книги было заказано Борису Кустодиеву, который отказался от иллюстрирования, сделав лишь обложку. Создание иллюстраций к книге «Пожар» поручили Владимиру Конашевичу. Они заслуженно считаются классическими, образцовыми.
Рисунки в самом первом издании были выдержаны преимущественно в трёх цветах: красном, жёлтом и чёрном. Впоследствии Конашевич расцветил иллюстрации. Пожарные в первом варианте, столетней давности, ездили на дрогах, запряжённых лошадьми, а про телефон, по которому можно вызвать пожарную команду, не было, конечно, ни строчки. «Но уж близко по дороге вереницей мчатся дроги. Впереди несётся вскачь запыхавшийся трубач. Перед домом в клубах пыли лошадей остановили», – этих подробностей организации пожарной службы начала ХХ века в послевоенных изданиях нет, пожарные уже передвигаются на автомобилях.
Текст 1923 года вообще значительно отличается от окончательного варианта 1952 года, который и переиздаётся сегодня. С годами он стал лаконичнее и динамичнее. Нет здесь хвастливой похвальбы огня и его угроз людям: «Я по крышам побегу, целый город подожгу!» Нет дореволюционного словечка «барышня», с которым Кузьма-пожарный обращается к Леночке: «Плакать, барышня, не стоит, новый дом для вас построят». Изменились и рисунки. На них уже не двух-трёхэтажные домики под скромными красными крышами, а светлые многоэтажные дома-дворцы, образцы сталинского ампира.
На развороте мы видим панораму Москвы. Широкая многолюдная улица, на переднем плане поднялось одно из семи высотных зданий, взметнувшее шпиль в чистое нежно-сапфировое московское небо. Неподалеку строится другая сталинская высотка, вдали розовеет еще одна. Кстати, книгу эту можно не только с удовольствием читать, но и подолгу рассматривать, устроив увлекательный квест с заданиями.
У пожарных на иллюстрациях не чёрная, как раньше, а защитно-серая форма, не сверкающие медью шлемы с гребешками, а более функциональные, похожие на каски наших солдат-победителей (всего семь лет прошло от окончания Великой Отечественной войны до выхода окончательной редакции «Пожара»). По-иному выглядят и прохожие. В первом издании 1923 года москвичи одеты на дореволюционный манер, но угадывается и мода времен НЭПа. Женщины в платьях и юбках до пят, в платочке, один мужчина в сапогах «гармошкой», заправленных в них штанах, красной рубахе и жилетке: так одевались до революции приказчики в лавках. Кто-то в картузе, кто-то, похоже, в будёновке – явная отсылка к недавно завершившейся гражданской войне.
Персонажи издания 1952 года одеты по моде тех лет, со сдержанной элегантностью. Мама Леночки и женщины на московских улицах в аккуратных стильных пальто и беретах, мужчины тоже в длинных пальто, молодые в кепках, постарше – в шляпах. Сама виновница событий, Леночка, в нарядном платье с нежным рисунком, чулочках и изящных туфельках.
По этим иллюстрациям можно изучать историю советской моды и советского быта, не говоря уже об истории развития пожарной службы. Книга Маршака и Конашевича – это настоящий гимн героям, спасающим жизни. Причём, жизни не только людей, но и беззащитных животных. Эпизод со спасением Кузьмой кошки – едва ли не самый сильный и трогательный в произведении.
Напряжённая увлекательная история о спасении героем-пожарным легкомысленной девочки более ста лет воспринимается с неослабевающим интересом всё новыми и новыми поколениями детей. За это время книга издавалась 28 раз миллионными тиражами.
В фонде Маршаковки есть несколько разных изданий произведения «Пожар» Самуила Маршака, в том числе с иллюстрациями В. Конашевича. Среди них особо ценное для нас – подаренное семьёй писателя в 1965 году.
Читайте книги вместе с «Библиогид» и Маршаковкой!
Источник текста: Библиогид. Российская государственная детская библиотека.
На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
-
Маршак С. Я. В начале жизни : страницы воспоминаний / Самуил Маршак ; художник Григорий Филипповский. – Москва : Советский писатель, 1961. – 298 с. : ил.
-
Маршак С. Я. Пожар / Самуил Маршак ; художник Владимир Конашевич. – Москва : Детгиз, 1960. – 15 с. : ил.
Комментарии (0)