Великий мастер: 160 лет со дня рождения Валентина Серова

18 января 2025

Валентин Александрович Серов считается одним из ярчайших русских живописцев, графиков и портретистов Серебряного века. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о его творческой биографии.

1.jpg

Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в талантливой семье. Отец его, Александр Николаевич Серов, был композитором, музыкальным критиком и отличным самобытным художником. Мать, Валентина Семёновна Бергман, – талантливой пианисткой. Именно от отца будущий художник унаследовал свой необыкновенный дар, точное восприятие цвета и формы, а также огромную любовь к животным.

В доме Серовых постоянно собирались творческие личности из разных социальных слоёв. К ним были вхожи все знаменитости того времени: учёные, писатели, художники, актёры и музыканты, что оказало непосредственное влияние на развитие будущего живописца.

Когда Валентину Серову исполнилось девять лет, мальчик начал обучаться живописи под руководством Ильи Ефимовича Репина. В 1880 году он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, попав в мастерскую профессора Павла Петровича Чистякова, который отличался весьма жёсткой манерой преподавания. Валентина Серова он любил и гордился им. Именно Чистяков выработал в молодом даровании вдумчивую и неспешную манеру запечатления натуры. Подобно учителю, юный художник терпеть не мог поспешности и приблизительности в живописи и рисунке. «Иначе писать не умею, виноват, не столько не умею, сколько не люблю», – отвечал он на вопросы о своей кропотливой манере работать.

2.jpg

Валентин Александрович обладал и сверхбыстрой манерой изображения. Он великолепно делал моментальные наброски и в полной мере владел искусством скоростных карандашных зарисовок. При этом с присущим ему талантом умел не только ухватить узнаваемые контуры фигуры и головы, но и тончайшим штрихом передать характерные черты внешности и даже мгновенно схваченное сиюминутное выражение лица. В этих коротких быстрых зарисовках, более, чем в других работах, познаётся изумительное мастерство художника. Живописец даже мог позволить себе писать сложные композиции без предварительного карандашного контура, сразу акварельной кистью. Карандаш, уголь и кисть повиновались ему беспрекословно.

В 1885 году Валентин Серов покидает Академию художеств, осознавая себя уже готовым мастером. В дальнейшем его учение и творческое самосовершенствование происходит по свободному выбору и в непрерывной работе. Уже в двадцать лет он выработал свою собственную, уникальную технику исполнения, которую невозможно спутать ни с одной из известных графических манер в истории искусства. Картины его очень разнообразны по исполнению. Художник никогда не останавливался на удачно найденном и однажды выработанном решении задачи, а всё время искал новые подходы для каждого сюжета.

3.jpg

Одним из самых известных произведений живописца стал портрет «Девочка с персиками» (1887), изображающий Веру Мамонтову, дочь мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Картина буквально соткана из радости и солнечного света, который наполняет комнату до краёв. Краски до такой степени правдивы, что гармония истинной жизненности дышит в каждом изображённом предмете. Девочка едва сдерживает улыбку. Весь её облик от взъерошенной пряди волос до смешинки во взгляде выдаёт живую непосредственную натуру. Персики тоже являются участниками действа. Почти физически ощутима их бархатная кожица. Невероятно вырисованы полированная крышка стола и спинки стульев. Художнику удаётся непостижимым образом передать текстуру вещей от бликующей полировки до волшебной бархатистости. За это полотно он получил премию Московского общества любителей художеств.

4.jpg

Ещё одной солнечной картиной Валентина Серова является «Девушка, освещённая солнцем» (1888). Сидящая под деревом девушка окутана узорным кружевом листвы, пронизанной солнечным светом размеренного и ленивого летнего полдня. Её лицо спокойно, поза расслаблена и женственна, она словно находится в царстве покоя и отдыха. В этой работе художник продемонстрировал свой интерес к игре света и теней, создавая ощущение объёма и лёгкости через изысканное использование цвета.

5.jpg

Валентин Александрович Серов считался лучшим портретистом своего времени благодаря изображению выдающихся современников. Первыми моделями становились близкие и знакомые ему люди: артисты, художники, писатели. Он создал портреты известных личностей: императора Николая II, актрисы Марии Ермоловой, композитора Николая Римского-Корсакова и многих других. Для каждой работы живописец выбирал особый стиль, подчёркивающий индивидуальные черты героев.

«Я ещё немного пейзажист», – говорил о себе Валентин Серов. Его пейзажи лаконичны и непритязательны, но тонки по настроению, а уголки природы художник подбирал с большим вкусом. Он работал преимущественно над образом русской деревни. Особенно полюбилась ему средняя полоса России, которую он изобразил в картинах «Октябрь» (1895), «Зимой» (1898), «Стригуны на водопое» (1904) и других.

6.jpg

С 1900 года по 1904 год Валентин Александрович был членом объединения «Мир Искусства». Именно в это время художник увлёкся образом царя-реформатора Петра I. В 1903 году художник был избран действительным членом Академии художеств, которую покинул через два года. Он принимал участие в организации сатирического журнала, работал над иллюстрациями животных к басням Ивана Крылова, но популярность ему всё-таки принесли портреты.

Не стало Валентина Серова в 1911 году. Он оставил после себя богатое художественное наследие, проникнутое искренностью и глубоким пониманием человеческой натуры. Его работы остаются актуальными и востребованными, продолжая привлекать внимание знатоков и любителей искусства по всему миру.


Источник текста и фото:
Баева В. Валентин Александрович Серов, 1865–1911 : альбом / автор текста В. Баева. – Москва : Директ-Медиа, 2009. – 48 с. : ил. – (Великие художники ; т. 11). – 978-5-87107-184-7.

Комментарии (0)

Добавить комментарий