Творец крестьянского быта: 245 лет со дня рождения Алексея Венецианова

13 февраля 2025

Алексей Гаврилович Венецианов считается основоположником бытового жанра. Он одним из первых русских художников с теплотой и уважением обратился к изображению жизни крестьян. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о его творческой биографии.

ndvW53OB0-o.jpg

Алексей Гаврилович Венецианов родился 18 февраля 1780 года в небогатой купеческой семье в Москве. Отец, Гаврила Юрьевич Венецианов, был купцом и торговал цветами, ягодами, вареньем и саженцами. Кроме этих товаров, привозимых в Москву из близлежащих деревень, он продавал и картины. Мать будущего художника, Анна Лукинична, помогала ему в торговле.

Детство и юность художника прошли в скромной обстановке, однако его тяга к искусству проявилась уже в ранние годы. Он обучался в частном пансионе, в котором, помимо основных наук, преподавали и рисование. С малых лет мальчик занимался живописью и выполнял картины преимущественно в технике пастели.

Семья Венециановых проживала в Москве на Воронцовской улице, там же находился дом знаменитого портретиста Фёдора Степановича Рокотова. В русском искусстве конца XVIII века именно портретный жанр был наиболее развит, и молодой художник хотел научиться писать портреты. Однако в те годы Алексей Венецианов относился к живописи как к увлечению. По наставлению отца юноша поступил чертёжником в землемерное управление и рисовал редко, пытаясь научиться писать портреты масляными красками, как это делали известные ему московские мастера. Вскоре Алексей Гаврилович решил уехать в Санкт-Петербург и начать там новую жизнь.

mat.jpg

Перед отъездом он создал масляными красками портрет матери. Она изображена в чепце с сияющими золотистыми лентами и красном переливчатом шёлковом платье. В руках – сложенный веер, который выходит за пределы картины. Тщательно выписаны художником оборки шали и складки платья, а также нежно обозначены руки и лицо. Губы женщины сомкнуты в полуулыбке, прекрасно передан мягкий взгляд тёмных глаз, во всём облике читаются некоторое смущение и растерянность. Этот портрет художник взял с собой в Петербург, благодаря чему работа сохранилась, а не погибла во время пожара 1812 года в Москве. «Портрет А. Л. Венециановой, матери художника» (1802) находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Весной 1802 года Алексей Гаврилович прибыл в Северную столицу, где пытался заработать на жизнь созданием картин в технике пастели. Однако удача не улыбалась ему, и он вынужден был устроиться чертёжником в почтовую канцелярию. Не имея возможности получить профессиональное образование, он самостоятельно осваивал основы рисунка и живописи. Прожив несколько лет в Петербурге, Венецианов, страстно желавший получить новые навыки в живописи, по рекомендации директора почтовой канцелярии познакомился со знаменитым художником Владимиром Боровиковским, который стал его учителем. Теперь молодой живописец, помимо работы на почте, занимался в мастерской и постоянно посещал Эрмитаж, копируя образцы мирового искусства.

Со временем мировоззрение Венецианова во многом серьёзно изменилось. В 1807 году Алексей Гаврилович начал выпускать «Журнал карикатур». А через два года по указу императора Александра I журнал закрыли. Он решил оставить службу в почтовой канцелярии и перешёл в Лесной департамент на должность землемера. Одновременно с этим Алексей Венецианов задумал получить официальное звание художника.

avtoportret.jpg

В 1811 году он представил комиссии Академии художеств картины «Автопортрет» и «Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками», которые принесли ему звание академика живописи. Однако портретное искусство не было его главным увлечением. Он искал способ выразить свою любовь к родной природе.

Весной 1819 года Алексей Гаврилович вместе с семьёй переехал в деревню Сафонково Тверской губернии. Здесь он занимался сельским хозяйством, вникал в тонкости мелиорации и пахоты, животноводства и устройства маслобойни. Новоиспечённый помещик постоянно общался с крестьянами, наблюдал за ними, их бытом и работой. Сельская жизнь вдохновила его на создание новых полотен, в которых художник с любовью и точностью передал сцены крестьянского труда и их жизни.

gumno.jpg

Самая известная его картина«Гумно» (1821–1822), которую Венецианов писал с натуры. Желая осветить помещение, он приказал крестьянам выпилить переднюю стену. Живописец оставил на переднем плане полотна края свежеспиленных брёвен, а в центре на полу поместил метлу и щётку. Внутри находятся крестьяне, орудия и результаты их работы. Застывшие герои на самом деле запечатлены в момент действия, отчего в композиции ярко выражены спокойствие и величие их тяжёлого труда. Слева изображены сидящая крестьянка, которая отложила в сторону серп, и возле запряжённой лошади молодой мужчина. С правой стороны мужики выводят другую лошадь. На переднем плане сидит пожилой бородач в зипуне и лаптях, а рядом с ним расположились три женщины. Одна из них, задумчиво прислонившись спиной к стене, грустно смотрит куда-то вперёд. Мягкий рассеянный свет, нечёткие тени на полу и удаляющиеся к противоположной стене горизонтали сложенных брёвен придают всей работе благостное настроение и оставляют впечатление размеренности крестьянского труда.

pastuschok.jpg

Не менее известная его работа – «Спящий пастушок» (1823–1826) – первое полотно Алексея Венецианова, на котором человек изображён на фоне природы. Пастушок-подросток мирно дремлет, прислонившись к стволу берёзы. Мастерски выписаны складки его крестьянской одежды из некрашеного льна и спокойное лицо. Всё свободное пространство холста занимает пейзаж. Блестит небольшая, чуть заросшая речка, за ней среди густой травы виднеется крестьянка с коромыслом, а дальше высится покосившееся деревянное строение. В тёплой красоте летнего дня чувствуется умиротворение, жизненная правда и любовь к родной земле. Этот простой сюжет с привычным для русского человека пейзажем удивительным образом превращён мастером в поэтичное произведение, воспевающее любимый край.

В деревне он занялся обучением молодых художников из крестьянской среды и стал для них наставником. На это требовалось много времени и определённые финансовые затраты: ведь юных художников нужно было выкупать у их помещиков, а в дальнейшем размещать в своём имении и заниматься с ними. Но мастер не отказался от замысла, воплотил его в жизнь и при этом продолжал творить. Алексей Гаврилович задумался над созданием живописного образа Родины-матери.

paschnya.jpg

Таким произведением стала картина «На пашне. Весна» (середина 1820 годов). Это реалистичное и в то же время аллегоричное полотно символизирует образ всей русской земли. Высокая статная крестьянка в русском национальном одеянии босиком величаво шагает по пашне и ведёт за собой двух лошадей, тянущих борону. Низкая линия горизонта, редкие кусты и небольшие камни на поле лишь подчёркивают монументальную фигуру женщины, олицетворяющей своей деятельностью весну. В правой части полотна в траве сидит ребёнок героини. Образ молодой матери-крестьянки романтичен: такое впечатление создаёт и плавный изгиб её тела, и выражение нежного лица. Достаточно реалистично написан пейзаж: прозрачное светло-голубое небо, осязаемо влажная тёмная земля и открытые просторы бескрайнего поля.

Художник стремился запечатлеть красоту и достоинство крестьянской жизни. Его картины изображали труд и быт простых людей с искренним уважением, их образы получались трогательными и правдивыми. Такой подход стал новым направлением для своего времени, когда искусство было сосредоточено на изображении дворянства и исторических сюжетов. Правда, в коллекции живописца имеется одна историческая картина «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838), представленная на конкурс в Академию художеств, но в основном он писал портреты и крестьянский быт.

petr.jpg

Не стало Алексея Гавриловича Венецианова в 1847 году. Художник навсегда остался в истории русского искусства как новатор, сумевший раскрыть красоту повседневной жизни. Его картины не только изображают труд крестьян, но и отражают идею гармонии человека с природой. Кроме того, он внёс огромный вклад в развитие художественного образования, открыв путь в искусство для людей из простых семей. Творчество живописца вдохновляет зрителей по сей день.


Источник текста и фото:
Королёва С. Алексей Гаврилович Венецианов, 1780-1847 / автор текста С. Королёва. – Москва : Директ-медиа, 2010. – 48 с. : ил. – (Великие художники ; Т. 46). – 978-5-7475-0023-5.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
Афиша мероприятий
Март 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Просмотреть все мероприятия – нажать на определённый месяц.
Узнать мероприятие на конкретный день – нажать на число.