Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о творческой биографии русского художника.
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.
А. С. Пушкин
Эту зимнюю картину прекрасно изобразил на своём полотне русский художник Иван Андреевич Пелевин.
«Дети в санях» – одна из самых известных картин мастера. Метель почти занесла дорогу к селу. Утопая в снегу, на пригорок медленно взбирается подхлёстываемая возницей лошадка, везущая сани. В таких санях-дровнях, которые обычно служили деревенским жителям для перевозки дров, на подстеленной для тепла соломе и мешках сидят крестьянские ребятишки. Детям холодно, задувает колючий ветер, их щёки раскраснелись от мороза, но конец пути близок: справа вдали за пеленой снега уже виднеются деревенские избы. На самом краю саней, вытянув ноги прямо над заснеженной дорогой, с малышом на руках устроилась старшая девочка, которая с нетерпением ждёт завершения пути. Двое других детей что-то оживлённо обсуждают друг с другом. Мальчик крепко прижал к себе большого щенка – и сам греется, и собаке тепло.
В 1870 году начала путь эта лошадка. Именно тогда Иван Андреевич запечатлел на своём полотне эту сценку. И вот уже 155 лет зрители любуются написанным пейзажем. Очень добрая, душевная картина. Как, впрочем, и большинство работ художника. С большим сочувствием, теплотой и знанием жизни изображал Иван Пелевин крестьянский быт. Он не любил описывать его печальные, тёмные стороны. Его крестьяне всегда были праздничные, нарядно одетые, довольные жизнью.
На картине «Ненаглядный» (1890) художник очень точно, со знанием дела изобразил тепло и уют деревенской избы с её звуками и даже запахами. Простые деревянные лавки, глиняная посуда, сохнущие полотенца – весь нехитрый быт простой крестьянской семьи передан с такой любовью и участием, что от картины трудно оторвать взгляд. В центре – малыш в беленькой рубашечке. Он и есть «ненаглядный», вся семья дарит ему свою заботу, любовь и нежность.
Удивительно, что художник, так любивший и так хорошо знавший деревенский быт, был горожанином. Родился Иван Андреевич Пелевин 4 марта 1840 года в Санкт-Петербурге. Рисовать начал с раннего детства, что позволило ему в 1856 году поступить в Императорскую Академию художеств. Под руководством выдающихся преподавателей он освоил основы живописи и декоративного искусства. Во время обучения Иван Пелевин увлекался жанровой живописью, создавая сцены из крестьянской и городской жизни. К моменту окончания учёбы юный художник успел показать миру свои работы, приняв участие в нескольких академических выставках и вскоре получил признание. Особой известностью пользовались его жанровые сцены, в которых он тонко передавал настроения и характеры простых людей. В те же годы художник пробует себя в монументальной живописи, участвуя в создании фресок в Исаакиевском соборе. Им написана фигура Иуды в образе «Тайная вечеря».
В 1874 году Иван Пелевин переселился в Литву. Там увлёкся исторической темой. От образов крестьян он обращается к царским портретам. Героями его полотен становятся Иоанн Грозный и царевна Софья. Портрет московского государя получился не устрашающим, как видели его многие художники. Царь очень похож на сказочного героя: грозно нахмурены брови, крючковатый нос, руки властно сжимают царский посох. Ещё много работ художник посвящает истории России. Но через некоторое время охладевает к этому жанру и возвращается к любимой им крестьянской теме, особенно много он пишет деревенских ребятишек. Его картины пользуются популярностью и участвуют во Всемирных и Всероссийских выставках.
Не стало Ивана Андреевича в 1917 году. Он умер в родном Петербурге, не дожив несколько месяцев до революции, которую, скорее всего, не понял бы и не принял, потому что в его творчестве никогда не было мятежного духа. Вероятно, поэтому новые власти и постарались вычеркнуть из народной памяти имя талантливого художника. Но, как оказалось, не смогли.
Сегодня в Русском музее, Третьяковской галерее и многих других музеях у полотен Ивана Пелевина останавливаются и замирают многочисленные почитатели его таланта, чтобы понаблюдать за мирно текущей жизнью простых людей. После себя он оставил более ста картин, на которых оживает давно ушедшая эпоха. Его работы продолжают привлекать внимание зрителей своей искренностью, мастерством исполнения и глубоким проникновением в мир русской жизни XIX века.
Комментарии (0)