Исаак Ильич Левитан – один из величайших мастеров русского пейзажа, который сумел передать в своих полотнах душу природы и её неуловимую лиричность. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о творческой биографии живописца.
Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года на западной окраине России в семье мелкого служащего. В поисках лучшей жизни семья постоянно перебиралась с одной железнодорожной станции на другую. Отец художника, Илья Левитан, работал на российской железной дороге то кассиром, то контролёром, а позже, изучив французский и немецкий языки, устроился переводчиком на стройку железнодорожного моста через реку Неман. Однако денег в семье не хватало, и отец самостоятельно обучал детей. У Исаака Левитана были старший брат и сёстры. У мальчиков рано проявились художественные склонности. Они всегда с упоением вместе рисовали и лепили. Но постоянное бедственное положение и желание отца вывести детей в люди заставили их переехать в Москву, где Исаак Ильич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Жить в Москве было трудно. И в жизни Исаака Левитана были такие дни, когда ему просто некуда было идти после учёбы. Он ночевал в холодных классах училища, прятался там за портьеру или мольберты от сторожа, которого прозвали «Нечистая сила». Но чаще всего его выставляли на улицу, и тогда юный художник мёрз на лавочке или бродил по ночному безлюдному городу. Изредка родная сестра, жившая по чужим людям, кормила брата и штопала старый пиджак.
Но в училище у Исаака Левитана были прекрасные учителя. С самого начала обучения мальчик оказался в натурном классе, который вёл Василий Григорьевич Перов. А руководителя пейзажной мастерской, Алексея Кондратьевича Саврасова, заинтересовали в молодом художнике наблюдательность, поэтичность, трудолюбие и склонность к изображению природы. Он буквально переманил Исаака Левитана к себе. Оказавшись в классе Алексея Саврасова, юный живописец искренне воспринял самое главное наставление любимого педагога: «… пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!».
Именно умение чувствовать природу довольно рано принесло художнику славу. На ученической выставке его картина «Осенний день. Сокольники» (1879) была не просто замечена зрителями, а заинтересовала самого Павла Михайловича Третьякова, известного коллекционера и знатока искусства.
Усыпанная опавшими листьями аллея пустынного парка и одетая в чёрное женская фигура навевают печальное чувство осеннего увядания и одиночества. Ярко-жёлтые молодые деревца, растущие вдоль плавно изгибающейся аллеи, соприкасаются с хмурым хвойным лесом. Хорошо написаны разноцветная осенняя листва и плывущие по пасмурному небу облака, которые создают атмосферу сырого холодного дня.
Похожее настроение молодой художник избрал и для другого полотна «Осень. Охотник» (1880). Благодаря аналогичному построению композиции, обе работы имеют глубину и пространство. И лишь хаотично усеянная опавшими жёлтыми листьями лесная просека, по которой вдалеке идёт охотник с собакой, придаёт этой картине более мажорное звучание. Исаак Левитан – художник повествовательный, его картины читаются, как литературные произведения. В двух студенческих полотнах заключена эта редкая черта, свойственная всем пейзажам живописца.
Картины художника выделялись среди других полотен глубокой эмоциональностью и тонкой передачей настроения. Он не просто изображал пейзаж, а словно «разговаривал» с природой, наполняя холсты философскими размышлениями о жизни, времени, вечности.
«Над вечным покоем» (1894) – одно из самых масштабных полотен живописца. Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромной, простирающейся до самого горизонта реки стоит ветхая деревянная церковь. Позади неё укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки даёт призрачную надежду на спасение. Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества.
Картина «Март» (1895), наоборот, отражает оптимистическое настроение художника. Рыхлый, мягкий снег только начинает таять под тёплым весенним солнцем, на белёсых стволах деревьев ещё нет листьев, отчего среди веток виден скворечник. Значит, скоро лето, появится прекрасная возможность подолгу гулять в лесу, бывать с любимыми людьми, которые пока приехали в гости лишь на короткое время, а возле крыльца их смиренно поджидает разгорячённая бегом лошадка, впряжённая в сани. В этом пейзаже столько надежды и радости жизни, сколько никогда больше ни в одной картине мастера уже не будет.
Несмотря на постоянные проблемы со здоровьем, Исаак Левитан много путешествовал по России, особенно любил Поволжье, Подмосковье, Плёс. Именно в этих местах он находил вдохновение для своих работ.
Не стало Исаака Ильича в 1900 году в возрасте всего 39 лет, но его творчество оставило неизгладимый след в русской культуре. Сегодня работы живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях мира. Его картины – не просто пейзажи, а исповедь художника, влюблённого в родную землю.
Комментарии (0)