Татьяна Ануфриенко (Габова). Детство

30 мая 2024

Краеведы Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака собирают и публикуют информацию о детстве писателей. Эти материалы используют педагоги, воспитатели и родители. Такие рассказы помогают ребятам лучше узнать авторов земли Коми.

Своими воспоминаниями поделилась сыктывкарская писательница Татьяна Ануфриенко (Габова). Она родилась 7 июля 1948 года в посёлке Мещура Княжпогостского района Коми АССР. Вот что она рассказывает о своём детстве.

portret_1.jpg

Когда мне исполнилось шесть лет, семья поехала в Таджикистан, в город Курган-Тюбе к бабушке по отцу в отпуск. После отдыха родители с младшей сестрой уехали, а меня решили оставить у бабушки. Через год я должна была идти в первый класс. В Курган-Тюбе мы с двоюродным братом Олегом год ходили в детский сад, а затем вместе пошли в школу. Я проучилась там до 4 класса. Воспоминания очень тёплые. Класс у нас был дружный, несмотря на то, что в нём дети учились самых разных национальностей: и русские, и украинцы, и таджики, и узбеки, и казахи, и ингуш, и цыганка. Никто никого не обзывал и не обижал. На национальность не обращали внимания, ведь это было неважно. Важны дружба и взаимопомощь.

В 1 классе все были октябрятами. Ребята делились на «звёздочки» по пять человек. Я была в своей звёздочке санитаркой. Тётушка сшила мне белую матерчатую сумку через плечо. На сумке большой красный крест. Сколько в классе «звёздочек» – столько и санитарок. По очереди каждое утро перед занятиями санитарки проверяли у дверей класса всех октябрят: чистые ли руки, пострижены ли ногти, вымыты ли уши.

ECLFBbzyfGE.jpg

Выпуск из детского сада в г. Курган-Тюбе. Весна 1955 г.
Таня Габова в среднем ряду вторая справа
Фото из личного архива

Я была круглой отличницей. Каждый год получала Похвальную Грамоту имени Ленина и Сталина. Лучших учеников во втором классе принимали в пионеры, остальных позже, в третьем. До сих пор помню этот день, 19 мая. Солнечный, тёплый … Мне впервые повязали красный галстук. С этого времени пионеры, здороваясь, отдавали пионерский салют. А сколько было гордости! Да и ответственности. Ребята сами себе стирали каждый день пионерские галстуки, белые воротнички и манжеты. Сами их гладили и пришивали. Родителям было некогда. Мы сами воспитывали в себе трудолюбие. Мы же пионеры! Вначале не очень получалось, но потом привыкли, и все ходили чистенькие, аккуратные. С третьего класса, когда уже почти все ребята в классе были пионерами, ходили по домам, собирали макулатуру, металлолом. Соревновались между классами.

Иногда нам с братом и приехавшей младшей сестрой разрешали гулять на улице. Но сначала надо было каждому взять большое 12-литровое ведро, собрать в саду яблоки и груши, которые попадали с деревьев. Эти фрукты ножом почистить и нарезать. Бабушка потом клала их на сушку, на сухофрукты. И только после сбора урожая разрешалось гулять. На улице собирались пять-восемь ребят примерно одного возраста. Рассказывали страшные и смешные истории: то смеялись, то визжали от страха. Что-то сооружали, придумывали, играли в «Казаки-разбойники». И опять никто никого не обижал, как-то везде дружно было. Может потому, что мы дети послевоенных лет.

gW9-e5l7_Ew.jpg

5 класс, пос. Мещура, 1960 г.
Таня Габова сидит четвёртая слева рядом с учительницей

С 5 по 8 классы я училась уже в родном посёлке, в Мещуре. Здесь ребята в классе тоже были очень дружные. Мы до сих пор встречаемся и созваниваемся. Каждую осень на целый месяц старшеклассники ходили на уборку картофеля и капусты на совхозные поля. Капусту разрешали после работы брать по кочану домой. А картофель у всех свой был. На те деньги, что мы зарабатывали осенью, нас кормили весь учебный год. Давали бутерброд с куском вкусной копчёной колбасы и стакан молока или сладкого чая. Так что мы сами на свой обед зарабатывали.

В классе царила взаимовыручка. Кому трудно учиться, те, кто посильнее, помогали. Я помогала двум моим подружкам по математике. Кто-то помогал другим. А когда вступили в комсомол, а это большое волнение и гордость, мы выполняли поручение. А именно, ходили по домам и подписывали всех на газеты и журналы. Соревновались, кто больше подпишет.

Учителя готовили с нами концерты. Мы ставили спектакли по рассказам Николая Носова. Показывали их в клубе для взрослых, ездили в другие близлежащие посёлки. Один мужчина даже организовал с мальчиками оркестр, и они выступали в клубе каждую субботу.

По дому вся работа была на нас с сестрой. Летом ходили на свой огород, а это от посёлка три километра. Шли пешком туда и обратно. Поле большое, земля твёрдая, комары и оводы досаждают, а работаешь, что делать. Несколько дней ходили на прополку. Две-три недели отдохнём – и тот же участок окучивать надо. Грибы и ягоды тоже мы собирали. Родителям некогда, работают. А зимой, после уроков, садились за швейную машинку: помогали шить рабочие рукавицы. Наши мама с папой держали пошивочную мастерскую.

А после 8 класса пришлось уехать учиться в Сыктывкар. Плакала, не хотела уезжать из дома, но надо. Так в 15 лет мы отправились в самостоятельную жизнь».

Комментарии (0)

Добавить комментарий