Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает акцию «Финно-угорская вертушка». Главный герой – медвежонок Ошпи – рассказывает об осенних традициях финно-угров.
КОМИ
В Коми крае осенью праздновали Чомӧр. Это праздник завершения сбора урожая. У него нет точной даты. Другое его название Кöчан лун. А всё потому, что осенью, когда наступали первые морозы, в деревнях начинали варить капусту.
Для наших предков приготовление этого блюда превращалось в ритуал, который символизировал переход от осени к зиме. Хозяйки одного или нескольких дворов собирались вместе, разводили костёр, водружали на него чугунный чан с водой. После закипания в воду на несколько минут опускали целые кочаны капусты. Как только капуста ошпарится, её вынимали, остужали, подсаливали и укладывали в деревянные бочки. Так она хранилась всю зиму.
Кöчан лун, или «чомöр», был общим делом, народным праздником. Особенно любили его дети, да и взрослые ждали с нетерпением.
Сайт Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака
МАРИЙЦЫ
У марийцев цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами, начинался с праздника нового хлеба У гинде. Этот праздник особо почитался, был обязательным и отмечался в каждом доме. Марийцы благодарили богов за урожай, освящали новое зерно. В этот день было принято печь хлеб из свежемолотой муки, на которую брали зерно первого снопа.
В октябре – ноябре марийцы отмечали праздник новой каши У пучымыш. Он подводил итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивал начало потребления хлеба из нового урожая. В этот день марийцы благодарственно молились богу изобилия Кинде Перке Юмо, проводили ритуальную трапезу, пели и плясали под аккомпанемент национальных инструментов – волынки и гуслей. Ритуальную кашу варили из овса в огромном котле. Обрядовую кашу ели сами, угощали гостей. Кашей обязательно задабривали духа огня Тул водыж: бросали кашу в костёр, который разводили около гумна. Верили, что Тул водыж поднимет их молитвы вверх. Старались, чтобы на праздник к хозяину пришло как можно больше гостей. Для этого, выйдя в огород, трубили в ритуальную трубу, называемую «осенней» или «жатвенной» (шыжывуч, тӱретпуч), извещая о семейном торжестве. «Осенняя» труба считалась священной, по поверью, имела отношение к богу хлебного изобилия. Марийцы верили, что за щедрость боги одарят семью изобилием в еде на целый год. У пучымыш завершался поздно вечером.
Сайт Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна
МОРДВА
Осенний сезон календаря мордвы начинался с августа и продолжался до декабря. Самое важное место занимали обряды и праздники начала и окончания уборочных работ и сбора плодов. Перед тем, как начать сбор урожая, мордва молились богам: богине земли – Мода ава, поля – Пакся ава, плодородия – Норов ава. Моления Озкст совершались в священных местах. Люди верили, что боги не всегда охотно расстаются с дарами земли, поэтому их надо задобрить: нужно принести в дар первые собранные продукты.
Руководили этим молением выбранные старики озатят. Они благодарили богов за хороший урожай, за дождь и солнце, просили сохранить собранный хлеб от пожаров, грызунов, гниения. В благодарность они отламывали от каждого кушанья по кусочку и зарывали их в землю, бросали в воду или вешали в специальном туеске на дерево – для богов. После этого все приступали к общему обеду.
Перед началом жатвы просили успеха, чтобы не порезать руки серпом, не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили моление серпа Тарваз озкс. Женщины оставляли на поле полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, стелили белое полотенце, клали на него хлеб и солонку, рядом втыкали в землю серпы, сами садились на последний сноп, старшая из женщин благодарила хозяйку поля Пакся ава за урожай. Верили, что богиня жила во ржи. После молитвы старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зёрна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.
Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования, Саранск
УДМУРТЫ
Удмурты, как и марийцы, отмечали праздник каши нового урожая Выль ӝук. Кашу готовили из ячменя первого помола. На току молотили снопы цепами, зерно проветривали на ветру с помощью специальных деревянных лопат. После помола пекли хлеб свежей муки, варили овсяный кисель. С полей приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали. В этот день водили хороводы, плясали и играли в игры.
Завершал годовой цикл календарных обрядов праздник Сизьыл юон, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря. С утра пекли хлеб. В огонь бросали кусочки хлеба и плескали немного пива и вина, чтобы хлеб уродился. Принесённый из куалы, святилища, освящённый хлеб разрезали и давали каждому по ломтю.
После Покрова, в конце октября – начале ноября, удмурты проводили Пэртмаськон или Осеннее ряженье (от удмуртского «пэртмаськыны» – наряжаться). Обряд знаменовал завершение сельскохозяйственных работ. Накануне праздника девушки изготавливали специальные шляпы «пэртмаськон ызьы» из бересты или соломы, украшали их бумажными цветами, перьями из петушиных хвостов, разноцветными лентами. Шляпу делали одну на группу из 3-4 человек. Ряженые, навесив на себя созревшие овощи – картошку, брюкву, свёклу, морковь, репу – с песнями и плясками обходили дома. Хозяева каждого дома готовились к встрече праздничной процессии: накрывали на стол. Нельзя было не впускать ряженых в дом, верили в то, что угощение гостей принесёт удачу, довольствие, успех в хозяйственных делах.
Сайт Воршуд
КАРЕЛЫ
Карелы ежегодно в первую субботу ноября отмечали праздник Кегри (Kegrin paiva), знаменующий переход от летних видов работ в полях к зимним, женским – обработке льна, шерсти, прядению, вязанию и прочим видам рукоделия. К этому времени мужчины заканчивали осенний лов рыбы, а женщины должны были завершить обработку выращенного летом льна. Урожай уже был убран, зерно обмолочено и стало мукой, убранные с огорода овощи заложены на хранение в ямы.
В день Kegrin paiva по деревне ходили ряженые. Молодёжь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали решета, корзины, подойники, брали ухваты, кочерги, дубины, за плечами – корзины, чтобы туда «прятать» детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели. Некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали детей. Ряженые брали с них слово, что мальчики не будут баловаться, девочки будут чаще сидеть дома и больше работать: шить и вязать. Девочки к этому дню пряли по большому клубку пряжи и обязаны были подарить клубок первому вошедшему ряженому, чтобы он не посадил в корзину и не унёс. Если девочка сама не умела прясть, то за неё приготовляли пряжу мать или сестра. Дети угощали ряженых блинами и пирогами.
Божество Кегри было покровителем домашнего скота и посевов зерновых. В день Кегри снимали колокольчики со скота, что символизировало окончание пастушеского сезона. В хлев, конюшню относили еду, чтобы задобрить Кегри, оставляли ему на окне в сенях нитки или пучок льна.
«Репа в яме, баба на печи – значит, пришёл Кегри», – говорят карелы. И детей осекают: «Будешь плакать и баловаться, Кегри возьмёт с собой».
Комментарии (0)