Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака отмечает 105-летие со дня рождения коми фольклориста, кандидата филологических наук, исследователя устного творчества и языка народа коми – Фёдора Васильевича Плесовского.
![]() |
Он родился 1 октября 1920 года в д. Плёсо (коми – Кöдж) Спаспорубского сельсовета Припузского района в семье «крестьянина-середняка», как он сам указывал в анкете. Маршаковка приводит пять интересных фактов из жизни учёного. |
Учительский стаж – 15 дней
В 1937 году, сразу после окончания школы, Фёдор Васильевич поступил на филологический факультет Коми государственного педагогического института. Он окончил пединститут в 1941 году, перед самым началом войны, поэтому его карьера учителя литературы была очень краткой: всего пятнадцать дней, с 8 по 23 сентября, когда он и был мобилизован в ряды РККА. Молодой учитель воевал на Волховском фронте, был ранен, после госпиталя вернулся на фронт и снова был ранен. В 1944 году демобилизовался и вернулся на родину.
Работал в Республиканской (ныне – Национальной) библиотеке
Трудовой путь Фёдора Плесовского начался с должности счетовода в колхозе родной деревни Плёса. Затем он занял пост редактора радиовещания в с. Объячево, в августе 1945 года перешёл в районную газету «Сталинец» секретарём редакции, а в декабре уже стал литработником и собкором газеты «Вöрлэдзысь» в Прилузском районе. Надо полагать, Фёдор Васильевич изначально готовил себя к научной карьере, поскольку в июле 1946 года он приехал в Сыктывкар и поступил на работу в Республиканскую библиотеку, как он пишет в анкете, «чтобы подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру Коми филиала».
Научной работой Ф. Плесовского руководил знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп
Экзамены Фёдор Плесовский сдал успешно. В конце 1947 года он, уже аспирант-фольклорист, был отправлен в длительную командировку в Ленинград в Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) для работы над диссертацией по теме «Эпический фольклор народа коми (сказки и предания)». Научным руководителем аспиранта стал самый знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп. В 1948 году Плесовский сдал три кандидатских экзамена, фактически выполнив план двух лет аспирантуры, а кроме того, участвовал в экспедиции по сбору материала.
В. Я. Пропп как специалист-сказковед был крайне заинтересован в написании научной работы по коми фольклору, поэтому он ходатайствовал о продлении срока пребывания в аспирантуре Фёдора Васильевича: «Тов. Плесовский работает интенсивно и добросовестно. Налицо несомненный научный рост. Сомнений в целесообразности оставления его в аспирантуре у меня нет».
Защита диссертации Плесовского состоялась 29 марта 1951 года. Учёный совет Пушкинского Дома, принимавший защиту, был на редкость представительным. Официальными оппонентами были этнограф и фольклорист Дмитрий Зеленин и известный сказковед Зинаида Куприянова. Мнение учёного совета было единодушным: все 16 членов проголосовали положительно.
Фёдор Плесовский – первый профессиональный
коми фольклорист
Как первый фольклорист Фёдор Васильевич понимал, что именно его деятельность будет базовой для последующей национальной фольклористики, и поэтому сразу поставил себе задачу систематизировать и описать все жанры коми фольклора.
Им впервые издавались песни коми, причём песни были классифицированы по жанровым разновидностям как трудовые, бытовые, любовные, рекрутские, эпические и игровые. Кроме того, впервые была опубликована 1131 оригинальная коми пословица и поговорка, 139 загадок также в авторской классификации Ф.В. Плесовского. Все тексты снабжены достоверным справочным аппаратом. Этот сборник и в настоящее время является лучшей антологией коми фольклора.
В первом томе «Истории коми литературы. Фольклор», посвящённом устному народному творчеству, учёным написаны главы «Предания», «Сказки», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Свадебные причитания», «Народная драма», общий объём которых составляет почти половину книги.
Замечательной работой Ф. В. Плесовского надо считать его словарь «Коми народные фразеологизмы». Это один из первых аналогичных словарей в Советском Союзе. Из словарных его работ также можно отметить «Этимологический словарь географических названий Коми АССР», который был принят к изданию ещё в 1977 году, однако так и не увидел свет. Новаторской в своё время была антропонимическая работа «Фамилии Коми края в ХV-ХІХ веках», также составленная в виде словаря. Эта работа позже была подготовлена к печати сотрудниками Истории языка, литературы и истории Игорем Жеребцовым и Олегом Уляшевым и издана в 1997 году под названием «Комиын овъяс».
Из всего творческого наследия Фёдора Васильевича самой счастливой оказалась судьба книги «Свадьба народа коми», вышедшей в 1968 году. Как пишет сам Ф.В. Плесовский, он явился как бы результатом сотрудничества нескольких поколений учёных. Начало ему было положено в 20-е годы ХХ века собирательской работой студентов педагогического техникума по заданиям преподавателей А.С. Сидорова и В.И. Лыткина.
Фёдор Плесовский – собиратель коми народных сказок
Фёдор Васильевич был учеником сказковеда В. Я. Проппа, и основные его работы были посвящены прежде всего сказке. Поразительно, но его сказковедческие исследования, за исключением статей, так никогда и не были опубликованы. Свою кандидатскую диссертацию «Сказки народа коми» он подготовил к публикации в виде книги объёмом в 10 печатных листов. Материал, поднятый Ф.В. Плесовским, поистине бесценен. Выйди эта книга вовремя, она, несомненно, имела бы огромный резонанс как среди фольклористов, так и среди любителей книги.
Подробнее познакомиться с книгами Ф.В. Плесовского вы можете с помощью виртуальной выставки.
Фёдор Васильевич Плесовский прожил сложную, интересную жизнь и не был обделён признанием. Среди его наград – медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», почётные грамоты Совета Министров Коми АССР, Министерства просвещения Коми АССР, Президиума АН СССР, Президиума Коми филиала АН СССР, различные дипломы и благодарности. Однако без преувеличения можно сказать, что жизнь учёного – в его работах, судьба учёного – судьба его работ. А всё остальное можно рассматривать как вступление к ним.
Комментарии (0)