Профессиональное самоопределение подростка и библиотека

Для каждого возрастного периода существуют определённые сферы жизни и комплексы проблем, вызывающие повышенную тревогу у большинства индивидов – вне зависимости от наличия реальной угрозы. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Подросток, юноша начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога не только дезорганизует его учебную деятельность, но начинает разрушать его личностные структуры. В этот момент центральным (и в этом смысле судьбоносным) в его жизни часто становится вопрос поиска, выбора и овладения профессией.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего «жизненного замысла», в котором профессиональное самоопределение играет важную роль.

  • Какие профессии существуют?
  • Какие требования они предъявляют к личности?
  • Какая группа профессий больше подходит для меня?
  • Какими способами и личностными качествами я обладаю для успешного ее освоения?
  • Что мне нужно сделать, чтобы развить в себе необходимые свойства и качества?

Это ещё не полный список вопросов, беспокоящих современных подростков, оказавшихся на этапе профессионального выбора.

Кто же поможет дать ответы?

Конечно, специальные центры, как, например, Коми республиканский центр профориентации в Сыктывкаре.

Но речь в статье пойдёт не о нём! А о Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С. Я. Маршака, в которой появился психолог.

У Вас есть возможность обратиться к психологу совершенно бесплатно!

Кому и чем он может помочь?

  • За консультацией могут обратиться юноши и девушки, которые надеются подтвердить правильность своего профессионального выбора, «расширить горизонты» и избавиться от страхов; которые хотели бы определиться с выбором профессии (круг их интересов ещё не сформирован).
  • Подростку будет подобрана индивидуальная диагностика, ориентированная на определение взаимосвязи возможностей личности с теми или иными сферами жизнедеятельности, где эти возможности могли бы проявиться наиболее полно (беседы, опросники, тесты).
  • Психолог поможет не только выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии подростка, но также проработать его актуальные страхи и опасения.

Любая диагностика проводится с письменного разрешения родителя (законного представителя).


Почему именно в библиотеке?

Преимущество работы профконсультанта в библиотеке заключается в том, что у него есть возможность адресовать своих посетителей к широкому информационному ресурсу, которым располагает библиотека. Это справочная, научная, популярная литература о различных профессиях и их востребованности на рынке труда; о требованиях, которые они предъявляют работнику; об учебных заведениях, в которых можно получить выбранную специальность. Это специальная психологическая и художественная литература, которую также может рекомендовать психолог.

Записаться на консультацию по интересующему вопросу к ведущему психологу библиотеки Худоевой Наталье Олеговне можно по тел. 28-64-44 (доб. 317).


Для создания статьи были использованы следующие материалы:
  • Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с.
  • http://vmo.rgub.ru/ Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью.