Психологическая адаптация детей в ДОУ

Помогите своему ребёнку!

Для адаптации вашего ребёнка к дошкольному образовательному учреждению (детскому саду) нужны усилия и терпение. Проявив их, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребёнка.

Вы можете проверить, готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад, пройдя анкетирование.


Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми:

1_punkt.jpg

посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует или же тянется к общению со сверстниками и взрослыми, раскован.

Заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте к нему условия воспитания в семье (более ранний подъём, время дневного сна и приёма пищи и пр.).

2_punkt.jpg

Заранее прививайте ребёнку необходимые бытовые навыки,

чтобы у него не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно. Задачу самообслуживания стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застёжек на спине.

Обувь лучше выбирать на липучках. Постарайтесь в период адаптации не надевать ребёнку новую одежду, а лучше ту, к которой уже привык, ему будет спокойнее.

3_punkt.jpg

Перед детским садом малышу стоит научиться ещё многому: пользоваться унитазом, туалетной бумагой, в том числе смывать воду, (некоторые группы для детей 2-3 лет оборудованы индивидуальными туалетными кабинками с унитазом); обращаться с ложкой и вилкой; вытирать ротик салфеткой после еды, сморкаться в носовой платочек, даже пользоваться кусковым мылом.

4_punkt.jpg

Чтобы ребёнок быстрее привык к мысли, что он будет ходить в детский сад, родителям необходимо с первого дня дать знать, что выбора у ребёнка нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он будет направлять на поиск положительных моментов происходящего.

Либерализм лишь осложнит ситуацию. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей дома, положение станет более тяжёлым для Вас, малыша и персонала детского сада. Ребёнок может почувствовать, что и его родитель не готов к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение ещё не принято. Это будет создавать у него ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.

Познакомьтесь с воспитателями группы:

5_punkt.jpg

расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка, что ему нравится, а что нет; каковы его умения и навыки; в какой помощи он нуждается; уточните, какие методы поощрения приемлемы для Вашего ребёнка. Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем он там будет заниматься. Обязательно скажите, что вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик как Вы – на работу.

Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показать значимость его нового социального статуса. В первый день посещения группы или заранее познакомьтесь с группой вместе с ребёнком, если это допускается руководством детского сада. Дайте понять малышу, что данная окружающая его среда не враждебна.

6_punkt.jpg
8_punkt1.jpg

Можете дать ребёнку в садик его любимую игрушку, книгу для чтения перед сном, фотографию семьи, или любую другую вещь, напоминающую ему о доме.


Если ребёнок не хочет идти в детский садик,
объясните ему, почему это необходимо.

Постарайтесь внушить, что Вы отдаёте его в садик не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он Вам надоел, Вы устали или у Вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней провести время. Постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, как много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тётя и пр.).

Ни в коем случае нельзя силой тащить ребёнка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберёте домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы пребывание в детском садике не стало для него психологической травмой, а напротив – оказалось радостным событием.

9_punkt.jpg
10_punkt.jpg

Играйте с ребёнком домашними игрушками в «детский сад», где какая-то из них будет им самим. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Провожайте ребёнка в группу и встречайте его с улыбкой.

Удивляйтесь, хвалите малыша.

11_punkt.jpg

Ваши беседы о садике должны быть эмоционально ярко окрашены. Сохраняйте радостный, приподнятый тон, показывая малышу, как нравятся Вам дети в детском саду и то, чем они там занимаются. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.


В статье использованы
материалы книги Кремляковой А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 96 с.