У каждого первоклассника свой темперамент

Составитель: ведущий психолог ГБУ РК НДБ Худоева Наталья Олеговна

B4.JPG

Каждый ребёнок обладает индивидуальными, присущими ему одному особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подвижен и уравновешен, четвертый пассивен и чувствителен. Причина этих различий – разный темперамент, который зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Разница в темпераментах между родителями, учителями и ребёнком может привести к серьёзному недопониманию и даже конфликтным ситуациям. Поэтому взрослым необходимо определить темперамент ребён­ка, а затем помочь маленькому школьнику усвоить новую для него деятельность. Важно, что «хороших» и «плохих» темпераментов не существует. У каждого есть положительные и отрицательные стороны. Изменить темперамент невозможно, но можно научиться им управлять.


Холерик

Ребёнок с высокой нервно-психической активностью. Он вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения.

Ребёнок-холерик – это непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить своё решение в последнюю минуту с точностью до наоборот. Стремится ответить на вопрос ещё до того, как его задали; часто, не дослушав инструкции, рвётся скорее выполнить задание.

Он контактен со взрослыми, среди сверстников легко находит друзей, но часто ссорится. Шумные групповые игры для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Новую информацию усвоит легко, забудет её так же быстро.


Рекомендации:

  • Помните, что для хорошего школьного старта необходимо искать не лучшую школу, а опытного педагога. Найдите для своего малыша мудрого, в меру строгого учителя.
  • Противопоставьте возбуждению спокойствие. Не говорите на повышенных тонах, это только сильнее взбудоражит вашего шустрика.
  • Поощряйте любое проявление старательности, сдержанности и терпения.
  • Помните, что вам необходимо деликатно, но строго и последовательно контролировать холерика и следить, чтобы он доводил начатое дело до конца.
  • Главная задача – повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам осо­бенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта – тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Но командные виды спорта (например, футбол, хоккей и т. п.) вряд ли подойдут, так как скорее усилят возбуждение и агрессивные реакции. Рассмотрите возможность занятий плаванием, боксом, лёгкой атлетикой
  • Холерику необходимо много жизненного пространства, поэтому чаще бывайте с ним на природе, заинтересуйте его туризмом.
  • Помните: от неподвижности он утомляется и допускает срывы в поведении. Давайте ему подвигаться во время выполнения домашних заданий, попросите учителя разрешить ребёнку на уроке размяться: вымыть доску, сходить за журналом, собрать тетради.
  • Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз – «Лучше меньше, да лучше!»
  • Для формирования усидчивости занимайтесь вместе с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием.
  • Перед тем как сесть за уроки, дайте ему набегаться вдоволь, а лучше погуляй­те на свежем воздухе.
  • Развивайте целенаправленность, сосредоточенность: учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану, обдумывать решения и рассчитывать свои силы.
  • В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно по­лучающий прилюдно замечания от учителя, легко может стать отверженным в детском коллективе. Поговорите с учителем о некотором снисхождении к вашему ребёнку, наметьте вместе с педагогом пути коррекции.
  • Побуждайте ребёнка анализировать своё поведение, разбирайте с ним кон­фликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы (особенно о героях и рыцарях), проговаривайте варианты верного поведения, восхищайтесь выдержкой, терпением героев произведений.
  • Развивайте у ребёнка способность к самоконтролю (пусть посчитает про себя, поколотит спортивную грушу или подушку, порвёт старую газету, попьёт сок маленькими глотками, послушает спокойную музыку).
  • Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это в ответ вызовет только злость.
  • Иногда полезно давать этому живчику задания, несколько превышающие его силы, чтобы он почувствовал, что он не такой всемогущий, каким себе кажется.
  • Помните, что у этого ребёнка ещё не созрела воля. И он вправе ждать от взрос­лых понимания.

Полезная литература по теме ждёт Вас в зале «Ромашка»:

  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Первый год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.
  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Второй год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.

Сангвиник

В меру живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный. Это тоже маленькая реактивная ракета, но он умеет сдерживать свои порывы, если этого требует ситуация. В детстве этот «ребёнок-солнце» обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Легко контактирует с людьми, приспосабливается к новой обстановке, трудные ситуации не вызывают у него чувства тревожности.

Сангвиник легко понимает других людей, не особенно требователен к окружающим и склонен принимать людей такими, какие они есть. Незаметно для себя становится душой компании. Такой ребёнок может с интересом играть как в подвижные игры, так и сосредоточенно заниматься рисованием или конструированием. Но сангвиник часто не доводит до конца начатое им неинтересное дело, если оно ему надоедает.

Рекомендации:

  • Взрослым необходимо организовать для ребёнка определенный ритм повседневной жизни: равновесие подвижности и спокойствия.
  • Родителям нужно следить, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца, не допускать небрежного выполнения школьных заданий.
  • Сангвинику полезны занятия спортом, чтобы выплеснуть лишнюю энергию. Но в спорте он не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс, найдите ему дружелюбного тренера. Для сангвиника подойдут занятия групповыми видами спорта (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).
  • Не беспокойтесь, если ребёнок меняет свои интересы: ему свойственны поиски себя. Но при этом нужно развивать и такое качество, как постоянство, иначе ребёнок привыкнет бросать очередное увлечение, как только потребуется проявить настойчивость и терпение.
  • Воспитывайте усидчивость: конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.
  • К сангвинику можно быть требовательным, но, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу: переписать буквы, перечитать рассказ.
  • Очень важно поощрять настойчивость такого ребёнка, старательность и целеустремленность, постепенно повышать планку требований и, увеличивая нагрузку, добиваться устойчивости и результативности.
  • Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как он имеет склонность к зазнайству.
  • Терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок, тактично критикуйте небрежное оформление работ, развивайте его внимание к деталям и мелочам.
  • Обсуждайте с ребёнком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих; присматривайтесь к внутреннему миру ребёнка, так как за внешним благополучием может скрываться глубокое переживание.

Полезная литература по теме ждёт Вас в зале «Ромашка»:

  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Первый год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.
  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Второй год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.

Флегматик

Для флегматика характерны низкий уровень активности, невыразительность мимики и речи. Это усидчивый и внешне спокойный ребёнок, который обычно не доставляет хлопот взрослым.

Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте он охотно играет с любимыми игрушками, не любит беготню и шум. Малыш-флегматик способен часами заниматься игрой или рисованием, не мешая взрослым заниматься своими делами.

Однако он не любит, когда нарушается привычный ход жизни: он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения.

Долго запоминает какую-либо информацию, но потом долго помнит и редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в не­благоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.


Рекомендации:

  • Именно флегматика, которому нелегко приспособиться к новой обстановке, необходимо психологически готовить к школе, объяснять основные понятия и правила.
  • Не расстраивайтесь из-за первых низких оценок: новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.
  • Наберитесь терпения и не раздражайтесь из-за медлительности ребёнка (и уж тем более не наказывайте) и не спешите сделать всё за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка «Тише едешь – дальше будешь». Также помните, что рассчитать время - ваша задача.
  • Однако время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно «не заснул». Если флегматик задумался, его можно изредка одёрнуть, именно в такие моменты «пробуждения» этот милый «тюфячок» способен что-то понять, постичь.
  • В воспитании уделите внимание развитию самостоятельности и инициативы, так как у флегматичных детей активность невысока, и они склонны делать то, что им велят. Но делайте это тактично, чтобы у ребёнка не появился страх перед действием.
  • Чтобы ваш милый копуша научился контролировать себя, ограничьте его во времени: скажите, чтобы он постарался закончить упражнение по русскому языку к началу любимого мультфильма, или заведите будильник.
  • Помогите ребёнку научиться переключаться с одного вида деятельности на другой, установите порядок выполнения домашних заданий: сначала письменные, потом устные уроки.
  • Не бойтесь доверять ребёнку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело.
  • Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой. Беседуйте о прочитанных произведениях.
  • Необходимо привлекать флегматика к играм и гимнастическим упражнениям. Но помните: его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции, например гимнастика, городки.
  • Часто в школе такой ребёнок успевает по какому-нибудь одному предмету. Помогите сыну или дочери расширить знания по остальным.
  • Утром приучите флегматика умываться прохладной водой, чтобы окончательно проснуться.
  • Вместе с ребёнком составьте распорядок дня, чтобы всё успевать и со всём справиться спокойно.
  • Помогите найти новых друзей в школе, учите его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев.
  • Обсуждая что-то, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать своё мнение и научите защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. С другой стороны – помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Полезная литература по теме ждёт Вас в зале «Ромашка»:

  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Первый год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.
  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Второй год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.

Меланхолик

Ребёнок-меланхолик медлителен, эмоционально неустойчив. У него тихая речь, невыразительная мимика, неторопливые движения. Он очень чувствителен, склонен к слезам и обидам, насторожен ко всему новому. Меланхолик не уверен в себе. Такой малыш теряется в незнакомой обстановке и испытывает трудности в установлении социальных контактов. Редко спорит и ссорится, чаще подчиняется более сильным людям. Он быстро устаёт, пугается трудностей, быстро опускает руки.

Однако внутренний мир меланхолика богат, ему свойственны глубина и устойчивость чувств. Он ведёт себя как «маленький взрослый» – очень рассудителен, любит находить всему объяснение, он не скучает в одиночестве. Среди окружающих выбирает одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится с ним своими переживаниями.


Рекомендации:

  • Помните, что меланхолик дольше и труднее всех адаптируется к школе.
  • Наиболее тщательно отнеситесь к выбору учителя, заботливое и внимательное отношение взрослого с негромкой речью ему нужны как хлеб.
  • Попросите учителя разрешить (хотя бы на первых порах) на уроке отвечать с места, а не у доски, так как публичные выступления для меланхолика – стрессовая ситуация.
  • В домашней обстановке такой малыш нуждается в подбадривании, ласке родных. Хвалите и ещё раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Не смейтесь над его обидами, но с пониманием относитесь к жалобам и слезам.
  • Однако дозируйте проявление заботы, не допускайте излишней опеки: это может окончательно изнежить меланхолика, сделать его эмоционально незакаленным.
  • Общаясь с ребёнком-меланхоликом, избегайте приказного тона и публичной критики. Чаще и искренне говорите слова похвалы.
  • Для снижения нервно-психического напряжения используйте тактильный контакт (погладьте по спинке, взъерошьте волосы, возьмите за руку во время разговора).
  • Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Беседуйте с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдаете, проявляйте искренний интерес, слушая его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать своё мнение, но ни в коем случае не давите на него.
  • Помогите ребёнку не фиксироваться на школьных неудачах, так как он очень болезненно реагирует на отрицательные оценки. Ваш девиз в общении с меланхоликом - «Людям свойственно ошибаться».
  • Закаляйте ребёнка-меланхолика, вовремя укладывайте спать, а в первом классе такому ребёнку может быть показан и дневной сон, так как он быстро устаёт от любой работы.
  • Побуждайте его к физическим упражнениям, тренируйте ловкость, выносливость и силу.
  • Вечером и утром бережно отнеситесь к неустойчивой психике меланхолика, никаких выяснений отношений, подбодрите ребёнка - впереди у него трудный школьный день.
  • Этот ребёнок любит работать по инструкции, составьте с ним план выполнения какого либо задания.
  • Помогите ему включиться в новый коллектив, научите его знакомиться, прорепетируйте первые фразы, с которыми он подойдёт к незнакомым сверстникам.
  • Повышайте авторитет ребёнка, работайте вместе с ним: если он хорошо рисует – сделайте с ним стенгазету для школьного праздника, поёт - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Полезная литература по теме ждёт Вас в зале «Ромашка»:

  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Первый год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.
  • Психологическая азбука. Начальная школа. (Второй год обучения) / под. ред. И.В. Вачкова – Москва : Ось-89, 2003. – 168 с.

За более подробной информацией по интересующему вопросу
можно обратиться лично к ведущему психологу ГБУ РК НДБ
Худоевой Наталье Олеговне.

1.jpg Запись на индивидуальную консультацию
по тел.: 28-64-44 (доб. 317)