Сказкотерапия в психологии

Сказкотерапия в психологии – один из самых древних методов работы с ребёнком.

imgonline-com-ua-Transparent-backgr-VuRQGwZkxDm.png

Ещё наши предки, занимаясь воспитанием, не спешили наказывать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл проступка.

Рассказывая сказки, родители обучали детей нормам морали, законам нравственности, оберегали детей от опасностей и обучали их жизни.

В нынешнее время воспитательные действия не изменились, наоборот, они стали расширяться. Например, по любимой сказке ребёнка можно рассмотреть, почему он выбирает именно её и какие важные для него вопросы она затрагивает. Смена любимой сказки свидетельствует о том, что малыш растёт, и у него появляются новые, более серьёзные, приоритетные вопросы.

Как подбирать сказки для детей?

Для каждой группы сказок имеется своя возрастная аудитория.

Skazka2.png

С 3 до 5 лет малышам проще идентифицировать себя с животными, легче перевоплощаться в них, копируя модель их поведения. Именно через идентификацию себя с животным ребёнок развивает в себе эмоциональный интеллект. Таким образом, для детей 3-5 лет выбираем сказки о животных или о взаимодействии людей с животными.

С 5 лет дети идентифицируют себя с человеческими персонажами, как правило, это принцы, принцессы, рыцари и пр. Чем старше становится ребёнок, тем интереснее ему слушать, а потом и читать рассказы, сказки и просто истории о том, как люди познают наш удивительный мир. Таким образом, детям с 5 лет лучше всего читать волшебные сказки, про людей.

Почему важно читать детям сказки?

Благодаря совместному времяпровождению, ребёнок чувствует единение с родителем. В процессе обсуждения сказочных проблем и перекладывания их на реальную жизнь кроха понимает, что родителей интересуют его проблемы и что они с ним на одной стороне.

Skazka3.jpg

Также ребёнок вырабатывает в себе навык разрешения конфликтов через изменение своего поведения, а именно обретая «взрослую» мудрость: мы проживаем свою жизнь так, как мы её для себя строим, и окружает нас тот круг, который мы вокруг себя формируем.

Самое главное – сказки наглядно демонстрируют, что из любой трудной ситуации есть выход, главное – предпринять усилия и найти его.

Можно смело утверждать, что сказки из уст родителей и последующее их обсуждение формируют в ребёнке сильную, волевую личность, способную справляться с жизненными трудностями и добиваться своих целей.

Какие социальные и личностные проблемы можно рассматривать через сказки?

  • Развитие эмоционального интеллекта:

Через идентификацию себя с различными персонажами ребёнок развивает свой эмоциональный интеллект, учится понимать себя и окружающих.

  • Трудности в коммуникативной сфере:

Малыш учится справляться со своими страхами перед общением со взрослыми и сверстниками на примере героев сказок.

  • Страхи и повышенная тревожность:

Практически в каждой сказке есть аспект победы над страхом чего-либо, и в каждой сказке добро побеждает зло. Проработка страхов через сказку имеет положительный отклик у многих родителей.

Skazka4.jpg
  • Чувство неполноценности:

Любая отличительная черта в ребёнке (физическая или ментальная) рушит его веру в себя, делает его неуверенным в себе и своих силах. На примере сказочных сюжетов малыш может понять, что даже из «самого гадкого утёнка» может вырасти прекрасный лебедь, а при поддержке родителей это превращение, несомненно, произойдёт.

  • Развитие самостоятельности:

В период эмансипации ребёнка от родителя очень важно читать сказки, которые подчёркивают важность проявления самостоятельности и важности взросления.

  • Формирование воображения:

Слушая сказки, ребёнок может воображать сказочные миры, придумывать новых персонажей и даже альтернативные сюжеты сказок.

  • Обогащение словарного запаса:

Из сказок малыш узнаёт новые слова, речевые обороты, знакомится с новыми видами животных и узнаёт различные миры, накладывая которые на реальность, вы можете познакомить малыша с новыми странами.

Всем ли полезна сказкотерапия?

Существуют терапевтические сказки как для детей, так и для взрослых. Есть коррекционные сказки для детей с особенностями психофизического развития. Противопоказаний у этой формы работы нет, однако важно понимать, что ребёнок должен различать сказочную и реальную жизнь, такое понимание формируется с 3,5-4 лет, или с учётом индивидуальных особенностей психического развития ребёнка. Помните, что работа со сказкой не помогает за один приём, важно вести её систематично и со временем обязательно будет виден эффект.

Перед применением сказкотерапии проконсультируйтесь с психологом, который поможет вам глубинно рассмотреть проблему вашего ребёнка.

Благодаря сказкотерапии вы проработаете личностные и возрастные проблемы ребёнка, улучшите качество его жизни и мироощущения, поможете ему познать себя.

А самое главное – укрепите внутрисемейные эмоциональные связи.

Составитель: ведущий психолог ГБУ РК НДБ Иссар Любовь Витальевна

С советами и рекомендациями психолога можно ознакомиться в разделе «Говорит психолог»