Сказкотерапия в психологии
Сказкотерапия в психологии – один из самых древних методов работы с ребёнком.
Ещё наши предки, занимаясь воспитанием, не спешили наказывать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл проступка. Рассказывая сказки, родители обучали детей нормам морали, законам нравственности, оберегали детей от опасностей и обучали их жизни. |
В нынешнее время воспитательные действия не изменились, наоборот, они стали расширяться. Например, по любимой сказке ребёнка можно рассмотреть, почему он выбирает именно её и какие важные для него вопросы она затрагивает. Смена любимой сказки свидетельствует о том, что малыш растёт, и у него появляются новые, более серьёзные, приоритетные вопросы.
Как подбирать сказки для детей?
Для каждой группы сказок имеется своя возрастная аудитория.
С 3 до 5 лет малышам проще идентифицировать себя с животными, легче перевоплощаться в них, копируя модель их поведения. Именно через идентификацию себя с животным ребёнок развивает в себе эмоциональный интеллект. Таким образом, для детей 3-5 лет выбираем сказки о животных или о взаимодействии людей с животными. С 5 лет дети идентифицируют себя с человеческими персонажами, как правило, это принцы, принцессы, рыцари и пр. Чем старше становится ребёнок, тем интереснее ему слушать, а потом и читать рассказы, сказки и просто истории о том, как люди познают наш удивительный мир. Таким образом, детям с 5 лет лучше всего читать волшебные сказки, про людей. |
Почему важно читать детям сказки?
Благодаря совместному времяпровождению, ребёнок чувствует единение с родителем. В процессе обсуждения сказочных проблем и перекладывания их на реальную жизнь кроха понимает, что родителей интересуют его проблемы и что они с ним на одной стороне.
Также ребёнок вырабатывает в себе навык разрешения конфликтов через изменение своего поведения, а именно обретая «взрослую» мудрость: мы проживаем свою жизнь так, как мы её для себя строим, и окружает нас тот круг, который мы вокруг себя формируем. Самое главное – сказки наглядно демонстрируют, что из любой трудной ситуации есть выход, главное – предпринять усилия и найти его. Можно смело утверждать, что сказки из уст родителей и последующее их обсуждение формируют в ребёнке сильную, волевую личность, способную справляться с жизненными трудностями и добиваться своих целей. |
Какие социальные и личностные проблемы можно рассматривать через сказки?
- Развитие эмоционального интеллекта:
Через идентификацию себя с различными персонажами ребёнок развивает свой эмоциональный интеллект, учится понимать себя и окружающих.
- Трудности в коммуникативной сфере:
Малыш учится справляться со своими страхами перед общением со взрослыми и сверстниками на примере героев сказок.
- Страхи и повышенная тревожность:
Практически в каждой сказке есть аспект победы над страхом чего-либо, и в каждой сказке добро побеждает зло. Проработка страхов через сказку имеет положительный отклик у многих родителей.
Любая отличительная черта в ребёнке (физическая или ментальная) рушит его веру в себя, делает его неуверенным в себе и своих силах. На примере сказочных сюжетов малыш может понять, что даже из «самого гадкого утёнка» может вырасти прекрасный лебедь, а при поддержке родителей это превращение, несомненно, произойдёт. |
- Развитие самостоятельности:
В период эмансипации ребёнка от родителя очень важно читать сказки, которые подчёркивают важность проявления самостоятельности и важности взросления.
- Формирование воображения:
Слушая сказки, ребёнок может воображать сказочные миры, придумывать новых персонажей и даже альтернативные сюжеты сказок.
- Обогащение словарного запаса:
Из сказок малыш узнаёт новые слова, речевые обороты, знакомится с новыми видами животных и узнаёт различные миры, накладывая которые на реальность, вы можете познакомить малыша с новыми странами.
Всем ли полезна сказкотерапия?
Существуют терапевтические сказки как для детей, так и для взрослых. Есть коррекционные сказки для детей с особенностями психофизического развития. Противопоказаний у этой формы работы нет, однако важно понимать, что ребёнок должен различать сказочную и реальную жизнь, такое понимание формируется с 3,5-4 лет, или с учётом индивидуальных особенностей психического развития ребёнка. Помните, что работа со сказкой не помогает за один приём, важно вести её систематично и со временем обязательно будет виден эффект.
Перед применением сказкотерапии проконсультируйтесь с психологом, который поможет вам глубинно рассмотреть проблему вашего ребёнка.
Благодаря сказкотерапии вы проработаете личностные и возрастные проблемы ребёнка, улучшите качество его жизни и мироощущения, поможете ему познать себя.
А самое главное – укрепите внутрисемейные эмоциональные связи.