Маршаковцы обсудили современные книги для подростков

30 июня 2022

Специалисты Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака собрались в июне на очередное заседание книжного клуба «Вересковый мёд», чтобы обсудить книги для подростков.

gBsW2Gw4w4G3FvUAyBNFmYXsyvvgj6l1tA8ivjUv5jcM1haVnV_HMzwCUgl1Xcvjup_SZ-SuDiI52s-TeArtOfwA_1.jpg

Обсуждение начали с книги Ольги Замятиной «Роман с читателем», вызвавшей у детских библиотекарей много положительных эмоций.

Snimok.JPG

Источник фото

Ольга Замятина родилась в Ленинграде. С трёх лет начала сочинять. Сначала придумывала загадки, потом стихи. Повзрослев, стала писать статьи и сценарии, а потом прозу. Ольга кандидат физико-математических наук. И это не мешает ей писать художественные книги. Любит придумывать сюжеты, принимая душ и выгуливая своего вест-хайленд-уайт-терьера.

14 октября 2021 года Ольга Замятина впервые назвала себя писателем. В этот день за книгу «Роман с читателем» она получила звание лауреата Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина в номинации «Выбор Командора».

Вся жизнь для Ромы, героя повести «Роман с читателем», разделилась на ДО и ПОСЛЕ. В семье случилась трагедия, погиб трёхлетний братишка Ромы. Рома винит в случившемся себя, он подросток и не знает, как справиться с чувством вины. Уходя от действительности, запоем читает «Хроники вампиров», пишет фанфики к любимым книгам, ввязывается в дурацкие пари и мучается угрызениями совести. Но семья у Ромки замечательная, и пусть не сразу, но вместе они смогут справиться со всеми бедами. Вторая главная линия повести – взаимоотношения Ромы и его друга Тошки, одноклассника с необычным для мальчишки хобби. Антон-Тошка моделирует и шьёт женскую одежду. И, конечно, тщательно скрывает от всех это хобби. Но Ромка узнаёт, и тайком делает Тошу прототипом героя своей новой повести. А ведь читателей среди одноклассников у Ромки достаточно много и вычислить «модельера» они смогут очень и очень быстро…

Mi0NYO7rnRKt46QzVz5qCif_5mJGvTGLr33Tup2mMGOTVrJXBKfV3Y7qEDfYuCo9CURuVIEKF9Fug8BTzQyQYarZ.jpg

Библиотекари отметили прекрасный литературный язык повести, психологически напряжённый сюжет и благополучную развязку. Герои повести вызвали симпатию, даже колючий и грубый Ромка, прошедший трансформацию на своём Пути Героя и оттаявший к финалу. Библиотекари Маршаковки пришли к выводу, что рекомендовать книгу стоит как для подростков, так и для семейного чтения, или хотя бы обсуждения после прочтения в кругу семьи, так как в повести прекрасно показана роль родителей и семьи в жизни ребёнка.

oUTKnnyuH6x_ji4ge6gJ0aF6D4Q52rt6MnPmkk2gQ2gx5bkHnMGRoG8dWxC7Zp7W5GLT508SM7RLZWoORccfFNJB.jpg

Вторая книга, о которой поговорили маршаковцы – хорошо известная провокационная повесть Елены Клишиной «Спойлеры».

k2za8_U49Uh364bfs-HljdsG7btdt3rqm8cT88f2kohGRSvMXHjYLgXQLI972pEJAeTeBZE2UabMhSXGuXcHq9ob.jpg

Алтайская писательниц, Елена Клишина родилась в Барнауле. Окончила факультет филологии и журналистики Алтайского государственного университета в 1997 г. Лауреат премии им. В. Крапивина в 2019 году. Жюри премии высоко оценило ее смелость и свежесть взгляда на подростков с их иронией, дерзостью и поиском собственной шкалы ценностей.

В «Спойлерах» десятиклассник Захар Табашников принимает вызов учительницы русского языка и литературы и начинает читать произведения классической литературы, входящей в обязательную программу чтения. Да не просто читать, а писать отзывы о прочитанном. Своими словами, высказывая только своё мнение. Ольга Леонидовна разрешила высказываться там, где современные подростки проводят большую часть своей жизни – в социальных сетях. И Захар начинает «спойлерить» школьную программу и произведения уважаемых, великих классиков. Кому-то книга резко не нравиться с первых строк, кто-то веселится, а дочитывая до конца, задумывается…

Вот как сама Елена Клишина рассказала о том, как были написаны «Спойлеры»:

«… После окончания школы и университета во мне сидела мысль дочитать недочитанное и перечитать прочитанное. Когда появилось свободное время, я вернулась к этой теме. Перечитывая школьную классику, я осознала, что ничем не связана. Мне не надо сдавать экзамены, нет обязательств по срокам. На каждое произведение у меня возникала интересная, нестандартная рефлексия. Так возник сюжет, в котором подросток читает заданную литературу и записывает в социальных сетях свои мысли, рассуждения. Сквозь это прорастают другие, в том числе философские вопросы – кем стать, куда пойти учиться, что такое любовь…».

Прочитав «Спойлеры», библиотекари Маршаковки отметили своеобразный язык повести – смесь сленга, современных и английских слов, на котором говорили Захар и его друзья-одноклассники. С одной стороны, во все времена подростки говорят на своём языке, вставляя модные словечки и фразочки. Однако при чтении повести эти все слова и фразы существенно отвлекали и раздражали, тем более, что многие из них уже устарели. А словарика, чтобы посмотреть «перевод» в книге нет. Многое приходилось «додумывать». Помимо сленга, неподготовленного читателя могли смутить вольные и смелые высказывания в адрес героев классических литературных произведений, а то и в адрес самого автора, великого классика. При этом детские библиотекари отметили, что, читая «Спойлеры», неудержимо тянет обратиться к оригиналу, скорее побежать в библиотеку и прочитать «Бедную Лизу», Н. Карамзина, «Барышню-крестьянку» А. Пушкина, «Бесприданницу» Н. Островского и другие классические произведения из школьной программы.

А для мероприятий по продвижению книг библиотекарям даже и разрабатывать ничего не нужно, просто брать в работу книгу «Спойлеры», читать её вслух на занятиях и тут же обсуждать прочитанное с подростками.


Комментарии (0)

Добавить комментарий