Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака вместе с детским психологом рекомендуют обучиться приёмам психологической самообороны.
Пожалуй, трудно найти хотя бы одного человека, которого в детстве не обижали другие ребята. Дети обзывают, насмехаются, отбирают личные вещи, дерутся, объявляют бойкоты другим детям по совершенно разным причинам, а порой и вовсе без каких-либо причин. Что же делать родителям?
В данной статье мы рассмотрим пять способов психологической самообороны, которые подойдут детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Изображение сделано при помощи нейросети «Кандинский».
Не обобщать. Когда ребёнок говорит, что его все обижают, спросите: «Тебя Витя обижает? Нет? А Дима? А Лариса? А Соня?». Перечисляйте имена только тех детей, про которых точно знаете, что они ребёнка не обижают. Подобным «разбором» помогите ребёнку самому понять, что обижают его не все, а только некоторые. А если обижают «не все» (всех-то не победишь!), то можно и сопротивление оказать.
Не поддаваться на провокации. Самое главное – самим не прибегать в процессе воспитания ко всякого рода манипуляциям. Заранее обсудите с ребёнком ситуации, в которых ему следует отвечать «нет». Заготовьте и выучите с ребёнком фразу: «Я дал родителям честное слово не уходить/не снимать куртку/не бегать на стройку. Я своё слово держу». Таких универсальных фраз может быть несколько, вот пример ещё одна: «Я дорожу нашей дружбой и хочу вместе провести время. Так же я дорожу своим здоровьем, поэтому вместо энергетика/пива/любого вредного напитка или вещества я возьму себе лимонад/воду/сок.
Юмор против насмешек и мудрость поколений. Если у ребёнка есть чувство юмора и он может быстро «отбрить» обидчика шуткой – это очень здорово. Однако, многим детям, а порой и взрослым, бывает трудно с ходу придумать нечто сообразительное. Заранее заготовьте несколько ответов: «Ты толстый» – «И горжусь этим!», «Хорошего человека должно быть много!», «Я не толстый, а солидный!». Вот ещё несколько примеров остроумных ответов обидчикам: «Я вижу, что ты очень стараешься меня задеть, мне жаль, но это всё зря. Может, придумаешь что-то про мои ноги. Мне всегда казалось, что они слишком длинные», «Ты слишком громко мне завидуешь». Потренируйтесь с ребёнком произносить эти фразы перед зеркалом. Важно, чтобы они были сказаны спокойно, с лёгкой улыбкой и высоко поднятой головой, глядя обидчику прямо в глаза. Многие защитные фразы вы можете вспомнить из собственного детства: «Чья бы корова мычала, твоя бы помолчала», «Говоришь на меня, переводишь на себя», «Кто обзывается, тот сам так называется», «Это ты, а я кто?», «Я в домике», «Чики-трики – стеночки!» (при этом ребёнок изображает руками преграду между собой и обидчиком).
Преувеличение с воображением. Обидчики добиваются определённой реакции, обычно это слёзы, гнев и отрицание. Поэтому согласие ломает их стереотипные ожидания, а преувеличение с воображением обезоруживает. Например, обидчик говорит: «Ты свинья!». В ответ можно сказать: «Да, я свинья, но не простая, а самая огромная, внутри меня кипит бурлящая лава, которая сейчас переполнит меня, и я взорвусь! Скорее бегите все отсюда, спасайтесь бегством!». Или «Ты ботаник!» – «Да, я ботаник, да ещё какой. Я самый умный ботаник среди всех ботаников и все остальные ботаники мне завидуют! Мощь моего мозга так невероятно огромна, что одной силой мысли я могу…». Суть приёма в том, чтобы согласиться и первым продолжить, преувеличив уже сказанное до абсолютно нереальных, абсурдных вариантов. Тогда уже и самому не обидно, ведь сам знаешь, что это не так.
Игнорирование. Этот способ самообороны самый трудный и самый действенный, так как, не получая ответа, обидчик теряет интерес. Очень важно, чтобы родители объяснили ребёнку, что плохо или недопустимо поступает обидчик и это ему должно быть стыдно за своё поведение. Жертва ни в чём не виновата. Научить ребёнка быть спокойным и уверенным может только тот, кто сам это умеет делать достаточно хорошо и понимает, что это на самом деле может быть очень трудно. Чтобы игнорирование работало, ребёнку необходимо не зацепиться за слова или поступок эмоционально. Для того, чтобы не показывать внешне своё раздражение, злость, обиду, надо дома потренироваться перед зеркалом.
О том, как управлять своими эмоциями и научить этому детей мы говорим на каждой встрече клуба открытого общения «Надёжный взрослый». В августе встреча состоится 23 числа и будет проходить в зале «Семицветик» с 16:00 до 17:00.
Так же могут быть полезны следующие статьи: «Школьный буллинг», «Как дела в школе?» и «Не хочу в школу»
Комментарии (0)