Школьный буллинг: 5 распространённых мифов, с которыми нужно бороться

21 февраля 2023
Travlya_1.jpg

Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака вместе с психологом Натальей Худоевой рекомендуют обратить внимание на проблему и взять ответственность на себя за её решение.

Каждый пятый ребёнок в России является жертвой одного из видов буллинга.

Среди них различают следующие:

1) Обидные прозвища, унизительные комментарии, неприличные жесты, оскорбления, неуместные шутки интимного характера;

2) исключение из группы или чата, бойкот, игнорирование, распространение слухов;

3) физическое насилие, порча вещей, принуждение отдать карманные деньги;

4) травля в социальных сетях, назойливые звонки с угрозами, распространение сплетен, фото/видеоматериалов, касающихся унижения жертвы в соцсетях.

При этом, по статистике, каждый десятый школьник является зачинщиком одного из видов травли, а каждый третий – наблюдателем.


Миф 1: страдает только жертва

При травле страдают все!

Для зачинщиков травля – это развращающий опыт. В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами.

Травля – это очень травматичный опыт и для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но ещё не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход их ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает.


Миф 2: буллинг – это обычный конфликт

В конфликте принимают участие две равносильные стороны, есть предмет спора (борьба за ресурсы, несогласие по какому-либо вопросу). Конфликт разрешается и не имеет психологических последствий.

Травля – это одно из поведений группы (групповое поведение). Участников травли охватывают особое упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они – вместе. И с ними все «ОК» (не важно, что в это вкладывается: красивые, или умные, или модные, или бравые двоечники). Однажды испытав это чувство, хочется повторить его снова и снова. И остановиться очень сложно и страшно: вдруг ты перестанешь быть «правильным» членом группы и станешь изгоем.


Миф 3: травля – временное явление, всё само собой пройдёт

Есть лишь небольшой шанс, что в группе найдутся достаточно авторитетные дети, не обязательно лидеры, которые вдруг оценят эту ситуацию не как привычную игру, а как жестокость и недостойное поведение и решатся заявить о своём видении. Это может уменьшить травлю, но не прекратить её. К сожалению, детям младшего и среднего школьного возраста сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым даётся непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.


Миф 4: для травли нужны веские причины

Мишенью агрессора может стать любой человек. Причиной может стать микроклимат класса, школы, позиция учителя (сам позволяет себе насмешки в адрес учеников, делает вид, что не замечает), личность ребёнка-агрессора и ребёнка-жертвы. Пропаганда и поощрение доминирующего поведения в интернете, компьютерных играх. Недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль.


Миф 5: травля – это норма жизни

Травле необходимо активно противостоять, нельзя мириться с правилами жизни, по которым сильный имеет право бить слабого. Травлю нельзя оправдывать.

Когда говорят пострадавшему: «Подумай, в чём ты сам мог бы измениться», или «Дай ему, чтоб неповадно было», - по сути, ребёнку сообщают вот что: «Мир устроен так, что в нём правит сила, и другого мира у нас для тебя нет». Зачастую взрослые солидаризируется с травлей как явлением и оставляют ребёнка один на один с ней. Ребёнок за всеми этими советами слышит следующее: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».


Рекомендации по решению проблемы взрослым (родителям и учителям):

  1. Признать наличие проблемы, осознать, что последствия есть для всех;
  2. Взять ответственность за её решение на себя;

Легко справиться с проблемой сможет уверенный в себе взрослый с осознанной собственной моральной позицией, имеющий хороший контакт с детьми. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям своё неприятие этой ситуации, и всё немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, помогут новые знания или помощь специалистов, но результат обязательно будет.

  • Поддержите ребёнка: «Ты не виноват», «Я тебя люблю», «Мне жаль, что тебе пришлось с таким столкнуться», «Я тебе помогу», «Ты не один».
  • Действуйте в соответствии с ситуацией: поговорите с классным руководителем, директором школы, школьным специалистом, договоритесь о том, какая коррекционная или профилактическая работа будет вестись в школе и каковы сроки её реализации. Если вследствие травли причинён серьёзный вред здоровью (например, ушибы, переломы) или имуществу (например, разбили или украли смартфон), зафиксируйте факты (например, получите справку в медицинском учреждении) и подайте заявление в полицию. К заявлению можно приложить те доказательства, которые у вас есть: справки, скриншоты переписок, видео и аудио материалы и др.

Рекомендации детям, которые подвергаются травле:

  1. Сохранять спокойствие, если не внутреннее, то пока лишь внешнее;
  2. Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев, не принимать роль жертвы;
  3. Ответить уверенно, спокойно и сосредоточенно:
  • «Ты пытаешься меня задеть, я понял(а). Придерживайся нормальной формы общения»;
  • Обратиться за поддержкой к наблюдателю/другу: «ИМЯ, а тебя не раздражает, когда кто-то так общается/себя ведёт/поступает?»;
  • пожать плечами: «Может, и так, это твоё мнение»;
  • перевести внимание на обидчиков: «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»;
  • задать встречный вопрос: «Поясни, что ты имеешь ввиду? Не понимаю, объясни. А я так не думаю. Мне это подходит»;
  • согласиться или обобщить: «Да, у меня есть недостатки, ты верно заметил», «Да, действительно, не многие полностью разбираются в этом вопросе», «Да, многие люди совершают ошибки»;
  • дать разрешение: «Ты можешь так думать, если хочешь»;
  • повтори-согласись-дополни: «Я услышал(а), что тебе не нравится…, соглашусь, что это может быть неудобно/не нравиться другим. Но это подходит мне».

Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – их дело, а не твоё. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают-кричат, имеют своё мнение и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости. Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им правда нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать тоже нет. Но этого может быть недостаточно. Иногда травля переходит все границы и дело не ограничивается обидными словами. Обязательно расскажи взрослым, опиши всю ситуацию, что именно тебе не понравилось. Реши вместе со взрослым, это травля/конфликт/преступление. Найдите решение вместе со взрослыми.

Если не удаётся решить проблему, учителя и руководство школы игнорируют проблему, если ребёнок боится идти в школу, то сменить её будет лучшим решением.

За помощью Вы можете обратиться к ведущему психологу Маршаковки, которая не только окажет квалифицированную помощь, но и поможет подобрать полезную литература по теме.

Для написания статьи были использованы материалы с сайта https://травлинет.рф

Комментарии (0)

Добавить комментарий