Дизайнер Павел Чукичев: «Моя задача – не навредить»

17 ноября 2024
1_(1).jpg

20 ноября в селе Айкино Усть-Вымского района стартует литературно-краеведческий фестиваль «Истории из глубинки»*. Это совместный проект Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака и Российского фонда культуры.

Среди участников фестиваля – известный дизайнер и график Павел Чукичев. Он преображает улицы Сыктывкара, превращая мрачные городские уголки в произведения искусства. В преддверии фестиваля он дал Маршаковке интервью.

– Павел, каким был твой первый опыт работы с детьми, связанный с дизайном и графикой?

­– Я преподавал «Основы дизайна» в частной школе, где у меня была свобода составлять план обучения, и я старался через историю искусства и прикладные задачи задавать вопросы, ответы на которые можно найти через творчество. А так, во время учебы в университете периодически проводил мастер-классы по живописи.


– Какие они, современные дети, на твой взгляд? Отличаются ли от тебя в детстве, от детей прошлого века?

Современные дети – замечательные. Счастливые, умные, у них все получится. Отличаются они только худшим, чем у нас, здоровьем. Я, помимо живописи, был 4 года преподавателем физкультуры, и в этом направлении отличия есть, а в искусстве – все также любят рисовать, все также проходят кризисы взросления, влюбляются, ошибаются, преодолевают сложности. Все, кто считает, что дети стали хуже, чем какое-то поколение, либо стоит переслушать песню «Проснись и пой», либо обратиться к первому письменному источнику, найденному на планете ­– клинописной глиняной табличке Вавилона. На ней написано, что современные дети уже совсем не те, не уважают старших и совсем не интересуются важными материями, но с тех пор прошло больше 4 тысяч лет, а мир всё также прекрасен, как и прежде.

– Как ты выбираешь темы для встреч с молодёжью?

­– В соответствии с моими актуальными поисками в искусстве, с тем, чем я занимаюсь в данный период и с возрастными особенностями аудитории. Моя задача – не навредить. В разном возрасте задачи перед искусством различные. Одни из лучших теоретических систем по преподаванию по возрастам содержатся в вальдорфской педагогике. Я 4 года применял эту систему, работая в вальдорфской школе преподавателем живописи и керамики для детей от 7 до 18 лет. Например, графика – это больше для подростков, когда мир для них делится на чёрное и белое, а живописью можно заниматься с самого маленького возраста – для малышей мир цветной и яркий.

Что получат от тебя дети из Усть-Вымского района?

­– Я хочу поделиться как моим опытом в рисовании и цветоведении, так и попробовать использовать необычные профессиональные художественные материалы.

– Каким будет ваш совместный «продукт»?

– Мы нарисуем картинку и сделаем свою наклейку.

– Как увлечь ребёнка любимым делом, будь то граффити, фото, музыка, спорт, литература?

– Надо ориентироваться на качества ребёнка: к чему у него есть способности и интерес – и самому показывать пример. Дети во многом повторяют поведение родителей.

– Поделись своими литературными предпочтениями детскими и нынешними?

– В детстве я любил читать про приключения и путешествия, различные энциклопедии с картинками. Сейчас – классику, то, что называют пост-модерном, философия, религия, могу почитать фантастический роман. Ну и литературу и статьи по дизайну, живописи, архитектуре.

– Как сделать ребёнка и книгу неразлучными?

Не знаю. Да и зачем? Необязательно всем одинаково любить что-то одно. Кто-то любит читать, кто-то нет, можно быть неразлучным с футбольным мячом, кисточками, моделями самолетов или чем-то ещё. Мне в детстве помогло полюбить читать именно приключенческая литература и фантастика. Значит, надо найти что-то интересное для ребёнка. Меня это захватывало, и я читал по книге за три дня. Литература в школе мне не очень нравилась, если бы не было чего-то более интересного, вряд ли я сейчас любил читать. Классика по-настоящему интересной стала для меня примерно после 25 лет.

– Если разлука с книгой неизбежна, что может стать лучшей альтернативой?

Занимайтесь любимым делом. Главное – профессионально и глубоко. Неважно, какое занятие вы выберете, все по-своему прекрасны, важно делать своё дело хорошо. А как стать профессионалом в своей сфере? – ищите пути. С помощью книг или чего-то другого. Используйте все инструменты, которые вам нравятся и приносят результат.


* Фестиваль «Истории из глубинки будет проходить с 20 по 23 ноября в селе Айкино, городе Микунь и поселке Жешарт Усть-Вымского района. Завершится он 23 ноября в Сыктывкаре. Свои истории о малой родине усть-вымские школьники будут создавать совместно с писательницами из Екатеринбурга Ольгой Колпаковой и Евгенией Перловой, фотографом Сергеем Зиновьевым, дизайнером Павлом Чукичевым, оперной певицей Галиной Петровой и журналистом Полиной Романовой.


Комментарии (0)

Добавить комментарий